Роснефть vs Лукойл: битва цивилизаций в Баренцевом море
Федеральная антимонопольная служба рассматривает претензии компании «Башнефть-Полюс» по поводу стоимости перевалки нефти на Варандейском терминале. Заучит скучно? Поверьте, скоро скучно не будет никому.
Долгое время главной занозой в условной пятой точке полугосударственного гиганта «Роснефть» был глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, выступавший за равные для всех правила игры и сомневавшийся в выгодности для государства избранной схемы приватизации «Роснефти». Теперь, похоже, проблемой Игоря Сечина стал давний партнёр, соратник и соперник Вагит Алекперов.
Много-много лет назад именно Вагит Юсуфович, советский замминистра, сумел торпедировать идею создания в нефтедобывающей отрасли государственного гиганта по образцу «Газпрома» и взял под свой контроль («приватизировал», но откуда у скромного замминистра такие деньги?) примерно 10% нефтяной добычи России. «Роснефть» тогда ещё не смогла стать крупным игроком, её звёздный час наступил в начале XXI века. И вот уже пятнадцать лет они идут рядом – крупнейшая частная и крупнейшая государственная нефтяные компании. При этом последние 6-7 лет то и дело появляются слухи о поглощении «Роснефтью» «Лукойла», на что Алекперов отвечает однотипно: «Мы предложений не получали, и "Лукойл" не продается».
Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать, особенно если у покупателя есть сильные аргументы. Разумеется, целиком поглотить алекперовского гиганта на рыночных условиях не под силу сейчас никому в России, но можно же начать с малого. Таким «малым» стал важнейший Варандейский терминал в Баренцевом море мощностью 12 млн тонн в год. Именно здесь идёт перевалка нефти с целого ряда месторождений. И поскольку никакой альтернативы терминалу нет, его тарифы подпадают под регулирование Федеральной антимонопольной службы.
Варандейсский терминал принадлежит «Лукойлу». А перевалку через него осуществляет в первую очередь компания «Башнефть-Полюс». Которая тоже принадлежит «Лукойлу» (на 25% + 1 акцию), но в гораздо большей степени – «Роснефти», получившей этот актив после памятного изъятия его у Владимира Евтушенкова и его «Системы».
И после перехода «Башнефти» под контроль чистых рук, горячего сердца и холодной головы «Роснефти» у Варандейского терминала начались проблемы. Более миллиарда долларов ушло на его постройку, но окупятся ли они когда-нибудь? Люди Игоря Сечина начали атаку сразу с двух сторон.
Во-первых, внезапно сократилась добыча нефти на месторождениях, связанных с терминалом, – например, Требса и Титова. Это жизнь, нефть периодически заканчивается, что поделать. Но иногда она заканчивается удивительно вовремя.
Во-вторых, нефтедобытчики обратились в ФАС с требованием снизить «монопольно высокую» цену на перевалку. Сейчас эта услуга стоит 38 долларов за тонну, но «Роснефть» оценивает ее в три раза дешевле.
Итак, терминал терпит убытки или как минимум недополучает прибыль ввиду снижения объемов работы (полностью он пока что не был загружен ни разу) и стоит перед угрозой принудительного снижения стоимости своих услуг. Удивительно ли, что оценка стоимости грандиозного инженерного сооружения постепенно падает? С 34 миллиардов рублей (почти половина от затрат на строительство) он подешевел, по ряду оценок, уже до 15 миллиардов. Что будет дальше – не очень понятно. Самостоятельно загрузить терминал «Лукойл» не может, а его блокирующая доля в «Башнефть-Полюсе» никакой роли не играет: руководство «Полюса», собственно, и обратилось в ФАС с жалобой на тарифы своего совладельца.
Более того, развивающая арктические проекты «Роснефть» объявила о планах постройки альтернативы Варандейскому терминалу – нефтепровода от Ванкорского месторождения до бухты Север на полуострове Таймыр с дальнейшей перевалкой нефти на танкеры Северного морского пути. Да, это достаточно далеко от Баренцева моря, но и месторождения Требса-Титова не рядом. Сечин готов потратить почти 90 миллиардов рублей, чтобы более не зависеть от Алекперова; сумма грандиозная, но содержащая и точный расчет.
Оказавшись перед перспективой полного «бойкота» красавца-терминала, Вагит Алекперов будет вынужден искать на него покупателя. Но кому может быть нужен такой токсичный актив, загруженность которого зависит от мощного и жестокого игрока? Только этому мощному и жестокому игроку. Получается, что на рынке есть только один продавец и только один покупатель, причем у покупателя все козыри на руках. А значит, цена высокой не будет.
Алекперов уже дал понять, что намерен бороться до последнего – сперва с ФАС, а потом, если будет нужно, и с перспективой не слишком дружественного поглощения. И дело тут не столько в деньгах, сколько в гордости. Намерения «Роснефти» расчистить Арктику, да и весь нефтяной рынок России под себя ни для кого не секрет. И после смерти ЮКОСа именно «Лукойл» является тут уже не просто конкурентом, а символом недобитого частного бизнеса, осколком надежды на равные правила игры, мечтой о возрождении российского предпринимательства – как «Альфа-банк» в финансовой сфере (после перехода «Открытия» под управление Центробанком) или авиакомпания «Сибирь» (после жесткой посадки «Трансаэро»).
Так затерянный в холодном Баренцевом море терминал оказался, если угодно, полем столкновения двух цивилизаций – западного образца и специфически отечественной.
Кто возьмет верх?