Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Яма для «Аэрофлота»: как ведущий перевозчик потерял почти всю прибыль

Давненько не было слышно ни о каких скандалах с «Победой», но едва не опустевший трон самой скандальной авиакомпании России вовремя успел занять «Аэрофлот».

Воздушный апокалипсис

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта озвучила предварительные данные по итогам 2018 года. Это апокалипсис, господа: общий убыток отрасли составит порядка 70 миллиардов рублей, главным образом из-за роста цен на авиационное топливо. И пусть высказывания главы ассоциации Владимира Тасуна выглядят несколько туманными, сигнал ясен: небо просит помощи правительства. А правительство в этой помощи отказывает.

Отдельно Тасун коснулся отчетности мощного «Аэрофлота». Полугосударственный перевозчик показал десятикратное падение прибыли по РСБУ – нет, плох тот бухгалтер, который не может нарисовать убытки, но это все равно как-то чересчур. Выручка составила всего 2,7 млрд рублей – ровно столько, сколько отпущено на ремонт дорог в небогатой Рязанской области.

Для сравнения, в 2017 году «Аэрофлот» получил 23,06 млрд выручки – более чем восьмикратная разница А еще одним годом ранее – 38,8 млрд. Что происходит? Почему один из крупнейших налогоплательщиков страны валится в воздушную яму? Это вопрос касается всех нас – стране принадлежит более 60% компании.

«Оправдание, как и задница, имеется всегда», – справедливо говорят офицеры одной непобедимой армии. «Аэрофлот» жалуется на рост цен на топливо, но более детальное знакомство со структурой его убытков не подтверждает этого предположения. Провальным оказался первый квартал 2018 года – минус 8,8 млрд! При этом рост цен на топливо, начавшийся, по словам Тасуна, с конца 2017 года, по ходу 2018-го только ускорялся, но уже во втором квартале «Аэрофлот» вышел на прибыль (плюс 1,8 млрд) и продолжил подъем во втором полугодии, когда компания сумела показать доход в 9,9 млрд.

При этом в последнее время «Аэрофлот», по нашей оценке, несколько снизил цены на многие внутрироссийские перевозки – из «среднего класса» на ряде направлений он перешел в «бюджетный», конкурируя уже с собственной «Победой», а не, скажем, с «Сибирью» (S7). То есть отчасти поступился прибылью. Зачем?

Сообразили на троих

«А ответ ужасно прост, и ответ единственный», – знаменитый перевозчик, скорее всего, сознательно пошел на финансовые потери ради вытеснения с рынка других участников. Ранее эксперт Владислав Бородулин в разговоре с корреспондентом INFOX.RU (в окончательный вариант интервью этот фрагмент не вошел) выражал сомнения в том, что «Аэрофлоту» нужно монопольное положение – ведь это влечет за собой повышенное внимание ФАС и регулирование тарифов. Но ворон ворону глаз не выклюет – ФАС у нас работает скорее политическим инструментом, пугалом для непокорных гигантов, нежели реальным борцом с олигополией. Служба несколько раз возбуждала дела против «Аэрофлота» и его «дочек», выигрывала их, но нельзя сказать, что это как-то тревожило руководство авиакомпании. Так что монопольного положения в «Аэрофлоте» не боятся.

В деле производства и поставки авиатоплива у нас, кстати, тоже наметился монополист – «РН-Аэро», дочерняя структура «Роснефти», отрапортовала о контроле ровно трети российского рынка.

Базовым аэропортом для «Аэрофлота» является московское «Шереметьево», где около трети принадлежит государству, остальное – группе приближенных к власти бизнесменов, включая Аркадия Ротенберга. И об аэропортовой монополии также с печалью говорил Владимир Тасун.

Что получается? Государственный перевозчик жалуется на то, что теряет деньги из-за тарифов государственного авиазаправщика и окологосударственного аэропорта. Казалось бы, правительство Российской Федерации давно могло бы решить этот вопрос, разрулить конфликты между своими «детками» – но нет же. Может быть, потому что никакого конфликта и нет? Ситуация всех устраивает, средства уходят правильным подрядчикам, а что там останется государству, вопрос десятый. Тем более что и к итоговым финансовым данным у компаний очень разное отношение: «Роснефть», как и подобает публичному акционерному обществу, торжественно сообщает миру о каждом, даже самом незначительном своем успехе, а вот «Аэрофлот» почему-то предпочитает скромность и ту тишину, которую особенно любят деньги.

Цены не поднять

Это классический прием гигантов – с помощью снижения цен, порой доходящего до демпинга, убрать конкурентов, у которых нет такого запаса прочности, получить их долю рынка, после чего уже спокойно управлять ценами и издержками. Примерно так же действует Россия, например, на международном рынке зерна.

Однако манипулировать ценами «Аэрофлоту» даже при полностью монопольном положении в России будет сложно. Как на внешних, так и на внутренних рейсах.

За рубежом у нашего гиганта есть масса конкурентов, есть лоукостеры, есть определенная культура обслуживания – приятно, что российская компания не теряется в этой, простите за тавтологию, компании, но правила игры диктует не она.

Внутри же страны мы имеем продолжающееся пятый год снижение реальных доходов населения. Всерьез поднимать цены в этих условиях означает резкое снижение числа пассажиров. У нас более одного раза в год летают всего 6 миллионов человек, и эта цифра не растет уже очень давно. Так что выгоду свою «Аэрофлот» получит, но не ростом цен, а, во-первых, увеличением объемов (плач Ярославны об убыточности внутренних перевозок не подтверждается экспертами, тем же Бородулиным), а во-вторых, экономией на всем в духе «Победы», то есть снижением качества предоставляемых услуг.

И это снижение уже сейчас идет полным ходом.

На войне как на войне

«Аэрофлот» летает сейчас от скандала к скандалу. Например, в компании решили развязать войну с блогерами. Не пошел впрок старый урок конфликта с Тёмой Лебедевым, который в свое время опубликовал фото обнаженной молодой леди в пилотке «Аэрофлота» с подписью «Аэрофлот. Те еще …» (женщины легкого поведения), а также сделал несколько резких заявлений. «Аэрофлот» тогда продал ему дорогущий билет на рейс, регистрация на который к тому моменту уже закончилась.

Суд запомнился потрясающей лингвистической возней вокруг значения глагола… как бы его назвать. Криптованный мат с тех пор для СМИ тоже запретили, так что скажем, что это метод, при помощи которого поросенок Петр завладел трактором для последующей эмиграции. Авторитетные эксперты заявили, что данный глагол не синонимичен глаголу «украсть», так что обвинений в воровстве Лебедев не предъявлял. Закончилось все боевой ничьей, но благодаря широкому резонансу, как говорится, осадочек остался.

И вот опять.

Сначала непотопляемый глава «Аэрофлота» Виталий Савельев резко отреагировал на предположение Мити Алешковского о том, что он, Виталий Геннадьевич, «головой поехал» (реакция на информацию о запрете в офисах «Аэрофлота» звуко- и видеозаписывающей аппаратуры, сиречь мобильных телефонов). У Алешковского отобрали статус платинового клиента и бонусные мили.

А потом «Аэрофлот» не только допустил задымление на рейсе Москва – Ницца, но и после внеплановой посадки в Вене предложил пассажирам отправиться обратно в Москву, чтобы оттуда таки вылететь во Францию. Таким образом перевозчик экономил на гостиницах и питании. Один из пассажиров, блогер Александр Соколовский справедливо удивился подобной логистике, в грубой форме проинформировал о ней своих подписчиков – и был вышвырнут из программы «Аэрофлот Бонус», разумеется, также с потерей честно заслуженных миль. Ужас в том, что сотрудники московского офиса написали абсолютно комичное заявление в прокуратуру: «Мы чувствуем себя униженными, морально подавленными, внутренне переживаем из-за таких публикаций, это причиняет нам душевные и физические страдания».

Каков поп, таков и приход. Вы же узнаете этот милый сердцу стиль работы? Да-да, так вели себя с покупателями советские продавщицы, которые четко знали, кто в магазине хозяин, и упивались своей властью по полной программе.

Иногда кажется, что именно ради этого господин Савельев поступился прибылью и вогнал в убытки конкурентов. Потому что выкаты за полосу, те же задымления, даже инцидент с безумным угонщиком, кажется, совершенно не волнуют руководство компании. Главное – блогеров победить и видеосъемку не допустить.

Полная версия