Москва
18 декабря ‘24
Среда

Мусорное поветрие: теперь «грязным бизнесом» заинтересовался Владимир Якунин

Экс-глава РЖД протянул руки к красноярскому рынку вывоза твердых бытовых отходов.

Сразу после новогодних праздников город Красноярск начал буквально тонуть в собственном мусоре. Наряду с елками и гирляндами город украсили спонтанные свалки, которые никто и не думал разгребать; мусор попросту перестали вывозить.

Региональные операторы, которые в связи с очередной реформой теперь должны убирать мусор, банально не справились со своей задачей. В итоге местные жители вышли на митинг против мусорной реформы – им, видите ли, не очень понравилось, что в результате нововведений их город превратился в большую помойку.

Кому же обязаны жители Красноярска новогодним мусорным коллапсом?

Берег левый, берег правый

По новым правилам заниматься вывозом мусора в каждом отдельно взятом регионе должен единый региональный оператор. В Красноярском крае, однако, таких операторов два. Правым берегом Енисея теперь занимается ООО «РостТех», принадлежащее Евгению Шепелеву (не путать с еще одним знатным мусорщиком Шипеловым), бывшему кандидату в депутаты местного городского совета.

Левый берег отдан КРК – «Красноярской рециклинговой компании», которая входит в группу компаний Ильи Ильина «Кашалот». Кашалот, кстати, зубатый кит, и если другие киты в процессе питания действительно в известном смысле процеживают морской мусор, то кашалоты – типичные хищники. Так что название относится не к области деятельности компании, а к способам этой деятельности.

Конкурс на уборку мусора компания КРК выиграла, заявив самую низкую цену – 14 миллиардов рублей вместо изначально заявленных 20 миллиардов. Проигравшие, как всегда, недовольны. Так, Ирина Антипина, бывший депутат городского совета Красноярска и глава компании «Автоспецбаза», осенью 2018 года заявляла, что представители КРК, по всей видимости, сговорились с местным Минэкологии, чтобы не дать ей принять участие в конкурсе; итогом сговора стало обвинение в мифической ошибке в документах, тогда как на самом деле Антипина подала все документы по форме. За смелое заявление госпоже Антипиной пришлось поплатиться – сама она в данный момент в вынужденном отпуске и вскоре, очевидно, будет уволена, а «Автоспецбазу» собираются передать из городской собственности в краевую. Вот как опасно стоять на пути у чиновников, стремящихся заработать на вывозе мусора.

Что до компании КРК, то этот доблестный победитель торгов вынужден пользоваться для захоронения красноярского мусора полигоном «Автоспецбазы», так как своего попросту не имеет.

Знакомые все лица

Один из учредителей КРК – фонд «РМВ Капитал», родившийся в структурах «Российских железных дорог» в бытность Владимира Якунина президентом российского железнодорожного монстра и когда-то активно инвестировавший в гостиничный бизнес Андрея Якунина, старшего сына экс-главы РЖД. Во главе совета директоров «РМВ Капитала» – некто Сергей Орлов, когда-то трудившийся в качестве советника Якунина-старшего. Основной же владелец «Красноярской рециклинговой компании» – петербургский «Ленгипротранс», самая крупная проектная организация России, разрабатывающая в том числе и объекты АО РЖД.

В свою очередь, основные акционеры «Ленгипротранса» – Валерий Маркелов, не далее как этой осенью помещенный под арест как причастный к вручению двухмиллиардной взятки полковнику Дмитрию Захарченко, и Алексей Крапивин, сын еще одного советника Якунина – приятный молодой человек, в данный момент объявленный в розыск все по тому же скользкому делу миллионера из МВД.

Рельсы, шпалы, мусор

Бывшего президента ОАО РЖД и бывшего же его советника Сергея Орлова, несмотря на канувшее в Лету сотрудничество, по-прежнему связывает крепкая мужская дружба. А еще оба по-прежнему яростно преданы великому делу – благосостоянию российских железных дорог.

Стоит ли удивляться, что «РВМ Капитал» Орлова время от времени продолжает претендовать на причастность к реализации крупных проектов РЖД: то пытается стать подрядчиком при строительстве порта «Суходол», то стремится поучаствовать в строительстве ВСМ «Челябинск – Екатеринбург». Стоимость первого проекта – 48,5 миллиардов рублей, второго – 360 миллиардов; лакомые куски бюджетного пирога, которые трудно заполучить без тех связей, что, наверняка, имеются у Владимира Якунина. А связи – вещь высокооплачиваемая.

Кто знает, возможно, и с красноярским мусором дела обстоят примерно так же. Почему бы, в конце концов, старым товарищам не подзаработать на подсобном бизнесе? Главное – выиграть тендер. А как именно будет производиться вывоз ТБО – дело десятое.

* * *

Вообще интересная наблюдается тенденция: чистенькие господа, до поры до времени спокойно получающие свою копеечку с весьма благопристойных проектов, вдруг массово стали интересоваться делами мусорными. Вот и господин Якунин туда же. Неужели в стране не осталось на чем наживаться – один только мусор?

Полная версия