Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Кому потребовалась маркировка лекарств, и кто на этом заработает

Криптозащита лекарственных препаратов заинтересовала очень интересных людей.

Эксперимент по маркировке лекарств, в котором участвовали многие фармкомпании, признан настолько удачным, что с 1 января 2020 года в России будет введена обязательная маркировка лекарственных средств. Что последует за этим нововведением?

Подделкам – нет

Цель нововведения, как водится, исключительно благая – защитить россиян от покупки подделок. Вскоре на каждую упаковку лекарственного препарата будет наноситься специальный код, позволяющий покупателям проверить через интернет не только состав лекарства, но и его легальность.

Интересно прокомментировала обязательную маркировку Директор Национального института медицинского права Юлия Павлова: «Это практически к нулю сводит обращение фальсифицированных лекарственных препаратов». Практически к нулю, то есть все-таки не к нулю. То есть допускается, что спасительную маркировку при некоторой сноровке все же можно подделать. Или нет?

Время поднимать цены

Не может не волновать среднестатистического покупателя еще один вопрос: приведет ли новшество к подорожанию лекарств. ФАС (Федеральная антимонопольная служба) утверждает, что нет, не приведет: да, стоимость генерации штрих-кода для каждой упаковки составит 50 копеек, но она якобы уложится в ежегодное повышение цен в связи с инфляцией.

Производители лекарств настроены не столь оптимистично: так, не далее как в июле 2018 года к новому вице-премьеру по социальной политике Татьяне Голиковой и спикеру Государственной думы Вячеславу Володину обратились пять фармацевтических ассоциаций с просьбой отказаться от обязательной маркировки лекарств, чтобы избежать значительного повышения цен на них.

И еще один момент. Есть ли гарантия, что первыми будут маркированы не доступные недорогие препараты, а, наоборот, те, что наотмашь бьют по карману потребителя? Или те, что выпускают конкретные производители.

А маркировщики кто?

Маркировка товаров в том числе и лекарств поручена Центру развития перспективных технологий, 25% которого принадлежат Ростеху. Генеральный директор Ростеха – Сергей Чемезов. Что ж, у Ростеха вообще большие большие виды на медицинскую отрасль.

Фармацевтическое направление возглавит никто иной как Марат Сакаев, проработавший более десяти лет в структурах, которыми руководила Татьяна Голикова – в Минздраве и Минсоцразвития. Тот самый Сакаев, что был одним из авторов закона «об обращении лекарственных средств», принятого в 2010 году; закона, после внедрения которого в жизнь под руководством все того же Сакаева некоторые лекарства из аптек попросту исчезли, так как Минздрав не успевал обрабатывать регистрационные досье.

Поговаривали, что это исчезновение было не случайным – якобы выход одних препаратов на рынок искусственно задерживался, чтобы люди покупали другие. Поговаривали также, что Сакаев действует в интересах Татьяны Голиковой, которую злые и к тому же информированные языки обвиняли в продвижении продукции «Фармстандарта» Виктора Харитонина.

Какой ни есть, а он родня?

А самое интересное, что Сакаев и Голикова вроде как еще и родственники: по одной версии он женат на одной из дочерей Виктора Христенко, мужа «мадам Арбидол», по другой – на двоюродной сестре Татьяны, Ирине Сакаевой. Не очень понятно, кем он приходится Голиковой на самом деле, но относится она к Марату явно по-матерински: сначала он делает стремительную карьеру, превращаясь из рядового специалиста в директора департамента госрегулирования обращения лекарственных средств, затем становится помощником Виктора Христенко, председателя Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а теперь вот принимается руководить маркировкой лекарственных препаратов.

Так что как минимум один плюс у введения обязательной маркировки лекарств все-таки будет. Да, цены, скорее всего, подскочат; по мнению специалистов, даже если в сегменте ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов) ценовая политика останется прежней, производители вынуждены будут взвинтить цены на другие препараты, стоимость которых государство не регулирует. Да, в проигрыше, как всегда, окажется рядовой покупатель. Зато у родственника Голиковой – кем бы там Сакаев ей ни приходился – будет прекрасная возможность подняться на этом нововведении. Пожелаем ему успехов и большого счастья в личной жизни.

Полная версия