Москва
22 ноября ‘24
Пятница

С Новым годом, с новым брендом!

Алогизм и заумь: какая страна, такой и логотип?

Как привлечь иностранных туристов на просторы нашей удивительной страны? Выстроить вереницы роскошных отелей вдоль побережий Черного и Азовского морей? Срочно помириться со всеми государствами, с которыми мы поссорились? Это успеется; первым делом нужно познакомить весь мир с нашим новым брендом.

Ломаем стереотипы

С чем ассоциируется образ России у нероссиян? Медведи, гармошка, балалайка, меха. Космос, спутник, Гагарин. Купола и хохлома. Матрешки, черная икра, чапельники. Так, да не так, решили в Общественном совете Ростуризма; пора наконец уходить от навязших в зубах стереотипов. Потому что у людей образованных Россия ассоциируется – нет, не с балетом, неправильно, и не с Достоевским, а вовсе с супрематизмом и абстракционизмом, с такими великими художниками как Малевич, Родченко, Кандинский, картины которых висят в лучших музеях мира.

В результате в конкурсе логотипов, олицетворяющих Россию, победил тот, что представлял собой стилизацию под работы супрематистов. Да, именно стилизацию, причем поверхностную; сами супрематисты занимались живописью беспредметной, принципиально не изображая на холсте никаких конкретных вещей, а на новом логотипе «а-ля Кандинский» вполне себе изображены отдельные регионы России – в виде раскрашенных геометрических фигур. Европейская часть – зеленый прямоугольник, Сибирь – синий круг. Озеро Байкал – голубой кружочек. Слева и снизу на европейскую часть страны неумолимо наползает Кавказ. Полуостров Крымнаш пририсован с левого бока; он сиротливо цепляется за Кавказ. Угловатая Камчатка, полукруглая Чукотка. И все это великолепие крест-накрест перечеркивают две линии: Транссиб и Уральские горы.

Сам себя не похвалишь – никто не похвалит

Над разработкой нового логотипа в поте лица трудились самые лучшие брендинговые агентства страны – более пятидесяти специалистов. В экспертный совет конкурса вошли «признанные профессионалы в сфере рекламы, маркетинга и брендинга» – всего девять человек. И 14 человек вошло в состав жюри, да не простых человек – в их числе были министр культуры Владимир Мединский, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и заместитель председателя правительства РФ по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко.

Результатом совместной грандиозной работы – занявшей, кстати, не один год – стал логотип из нескольких разноцветных геометрических фигур.

В общем, все как говорил Владимир Высоцкий о песне «На тебе сошелся клином белый свет»: одна строчка повторяется по три раза, зато у текста два автора.

Впрочем, люди «сверху», причастные к победе логотипа, остались, кажется, довольны. «Метафорой стала картинка, которая представляет собой карту страны, – объясняет руководитель Ассоциации брендинговых компаний Алексей Андреев. – Она разбирается на детали и при этом остается узнаваемой. Эксплуатация дизайна бренда будет возможна везде и в разных формах. У знака большое количество интерфейсов. Мы верим в будущее этого бренда. Результатами мы удовлетворены».

Ему вторит Андрей Лапшов, заместитель председателя Экспертного совета: в своем блоге в соцсетях он объясняет, почему «изначально были отвергнуты балалайки, медведи, матрешки, шапки-ушанки, луковки церквей» (это слишком узкие образы) и выбран супрематический этюд («предложенное визуальное решение удачно выводит решение задачи из плена примитивной лубочности».

Тот же Лапшов отмечает, что «критики всегда найдутся».

Они и находятся.

Недоеденный ролл или говорящий символ?

Что только не пишут о новом логотипе недоброжелатели. Одним он напоминает схему разделки говяжьей туши, другим – «две палочки на синей тарелке с недоеденным голубым роллом», третьим – трактор «Беларусь», четвертым – смайлик с баксами в глазах. Многих возмущает, что Россия на супрематической карте словно бы разваливается на куски.

Есть, впрочем, и те, кому идея логотипа кажется вполне подходящей. «Вообще логичный лого – заборы, зоны, бараки...», – пишут они. И резюмируют: «Россия – это бардак. Очень точно сформулирован бренд. Идеально соответствует имиджу страны».

Что ж, если истинную суть нашей бескрайней родины так хорошо выражает русский авангард, то и девиз у России должен быть под стать логотипу. Слоган «Россия – целый мир» едва ли привлечет на наши заснеженные просторы новых Теофилей Готье и Астольфов де Кюстинов; так почему бы не нанести очередную пощечину общественному вкусу – не объявить новый конкурс среди поэтов-криэйтеров? Возможно, после многолетних творческих изысканий результатом станут вариации бодрых слоганописцев на тему созданного в 1913 году бессмертного творения Алексея Крученых:

Дыр бул щыл

убеш щур

скум

вы со бу

р л эз

Почему бы, собственно, и нет? От стереотипов и вправду пора уходить: то, что умом Россию не понять, все уже давно усвоили.

Полная версия