Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Кого погребут под ПИКом реновации

Вас не спросили: москвичей собираются переселять в человейники вопреки совести.

ГК ПИК стала крупнейшим участником московской реновации жилья, получив 42% всех подрядов. Между тем, жители столицы не очень-то жаждут переселяться в новостройки от ПИКа – тем более что некоторых из них вынуждают покидать дома, по факту не являющиеся аварийными.

Здесь будет город-сад?

Требования к новым районам, которые должны быть выстроены в рамках программы реновации, опубликованы на официальном сайте Собянина. И звучат они более чем разумно: рядом с новым жильем должны быть и детские площадки, и поликлиники, и детсады со школами, и пространство для парковки автомобилей, и зеленые насаждения, чтобы жителям было чем дышать.

Увы, жители домов, выстроенный ГК ПИК, вынуждены сталкиваться не с предписаниями мэра, а с суровой реальностью: они вынуждены ездить лечиться в другие районы, ждать «Скорой помощи» полтора часа и дольше, не имеют возможности отдать детей в детсад из-за гигантской очереди; в их дворах не могут припарковаться пожарные машины, что приводит к самым печальным последствиям. Да и на качество самого жилья от ПИК москвичи не устают жаловаться: не устраивают их, видите ли, кривые полы, плохо работающая вентиляция и вечно сломанные лифты.

Стоит ли удивляться, что жители 47-го и 48-го кварталов Кунцево отнюдь не жаждут торжества реновации – тем более что переселять их собираются из домов крепких и довольно-таки комфортабельных.

«Никуда не хочется переезжать

Нам удалось поговорить с некоторыми жителями тех домов в Кунцево, что предназначены к сносу.

Виталий Александрович Николаев вырос в этом районе. Родился в 1932 году в центре Москвы, вскоре семья переехала в Кунцево – тогда это еще был отдельный город. В доме 6, корпус 1 по Полоцкой улице живет больше сорока лет, с 1976 года.

Ни он, ни его жена Вера Викторовна переезжать не имеют не малейшего желания.

– Я когда служил в армии, такие же дома строил, только в Риге, – говорит Виталий Александрович. – Эти дома тоже строил стройбат. Раньше было всего две марки цемента – роман и портланд, и дома получались на века. Сейчас марок цемента много, а толку никакого – дома разваливаются. А эти дома кирпичные, из белого кирпича.

Виталий Николаевич никуда не рвется

Как отмечает Вера Викторовна, дом, в котором они с мужем живут, в свое время строился для высших чинов МВД (другие соседи поправляют – нет, для только что образованного КГБ) – как и окрестные кирпичные дома. Здания – крепкие и теплые. Зимой в квартирах держится температура 26-27 градусов. Толщина стен – полметра кирпича. Сколько-то будет в новой «панельке»?

Слева – комната, справа – балкон. Толщина стен – полметра кирпича. Сколько-то будет в новой «панельке»?

– Мы когда приехали сюда, здесь жили полковники и подполковники, над нами жил генерал, – говорит Вера Викторовна. – Сейчас они умерли уже, понятно.

Среди соседей Николаевых по подъезду нет ни одного, кто хотел бы переезда. В переселении заинтересованы лишь обитатели коммунальных квартир, которых в доме теперь совсем мало.

Виктор Михайлович Портнов тоже пожилой человек, живет в Кунцево уже 30 лет. Ему нравится этот район – здесь тихо, нет небоскребов, хорошая инфраструктура. Он отмечает, что недалеко от его дома много детских площадок, есть прекрасно оборудованная спортивная площадка – есть где погулять и детям, и взрослым.

Таким был вид с балкона Виктора Михайловича летом. Что он увидит в новом доме – окна человейника напротив?

– Никуда не хочется переезжать, – говорит Виктор Михайлович. – Нас уже замучили всякими подковырками: мол, мы якобы все согласны на переезд. В моем доме я сам собирал подписи – нет ни одного человека, согласного переехать. Жители всех квартир против. Только в третьем подъезде есть одна барышня.

В доме, отметим, 59 квартир.

«Страшно ставить подписи»

Беспокоит Виктора Михайловича то, что стоило жильцам сдать подписи против переезда, по подъездам начали ходить какие-то сомнительные личности. Они тоже стремятся собрать подписи – например, за необходимость ремонта в доме. Однако стоит их спросить, из какой они организации – тут же разворачиваются и молча уходят.

Представителям застройщика "в штатском" не удалось обмануть Виктора Портнова: жители категорически против переезда

Впрочем, одна ходившая по квартирам дама призналась, откуда она – из жилищной инспекции. Дама собирала подписи жильцов, согласных или не согласных на переезд. Это особенно насторожило Портнова: ведь подписи уже собраны. Зачем же делать работу заново? Почему бы, например, не сходить к председателю совета дома, не ознакомиться с документами. Не заглянуть в несколько случайно выбранных квартир с вопросом «Ваша ли это подпись?».

Среди жильцов уже начинают ходить странные слухи: мол, напишешь в протянутом тебе листе «против», а потом кто-то возьмет и перед этим словом поставит «не».

«А как же частная собственность?»

Людмила Волкова купила квартиру в 2012 году. Формально это однокомнатная квартира, однако ее солидная площадь – 54 квадратных метра – позволила при помощи перегородки фактически превратить ее в двухкомнатную. Здесь большая ванная комната, большая кладовая. Людмила приобретала жилье зряче: ей хотелось поселиться именно в этом районе, ее более чем устраивали и планировка, и этажность, и то, что дом такой крепкий и заведомо долговечный.

Людмила Волкова зарабатывала именно на квартиру в качественно построенном доме, а не на сомнительную новостройку

Ни о каких конкретных планах насчет расселения дома Людмила, разумеется, не слышала; сложившаяся ситуация ее возмущает тем, что жители фактически не имеют права голоса, их де факто сделали абсолютно беспомощными. Да, они могут приходить на публичные слушания, однако в результате все проекты принимаются на основании фиктивных подписей – или подписей, собранных почему-то по Звенигородскому району, не имеющему никакого отношения к Кунцево. У активистов просто опускаются руки, когда после целого года, потраченного на протесты против переезда, им заявляют, что решение принято и переезд состоится.

– Эта история просто унизительна, – говорит Людмила. – Я купила эту квартиру, она не досталась мне от государства, мне никто ее не дарил; почему за меня принимают решение, где мне жить? Выходит, завтра за меня будут принимать решение, на какой машине я буду ездить, в какой одежде буду ходить? А как же частная собственность?

По словам Людмилы, другая квартира ее не устроит, даже если она будет просторнее. Как член совета дома она в курсе пожеланий других жильцов; подавляющее большинство никуда уезжать не желает. Есть, впрочем, одна квартира, обитатели которой надеются в результате расселения дома благополучно разъехаться по разным домам – однако и их пугает переезд в никуда. И есть ровно один жилец, который, в отличие от остальных, действительно хочет переехать.

«Однушка» Людмилы огромна – здесь вы видите лишь половину длины квартиры

Больше всего жителей дома настораживает, что потенциальные застройщики их игнорируют, не выходят ни на какие контакты. Не ответили в ГК «ПИК» и на запросы автора данной статьи – хотя несложные вопросы были направлены и по официальной электронной почте, и через неофициальные контакты.

Москвичи и бульдозеры

Жители злосчастных домов в Кунцево изо всех сил пытаются не стать жителями новостройки от ПИК. Они разбивают палатки на месте предполагаемой стройки и ложатся на пути у строительной техники – их разгоняет полиция. Они подают иск в Верховный суд – иск отклоняется.

Похоже, перспектива покинуть свои большие добротные квартиры и заселиться в дома с кривыми стенами без парковок и детских площадок поблизости надвигается на них, как бульдозер на несчастного Артура Дента, героя романа Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Романа, приобретающего в наши дни неожиданную актуальность в России. Взять хотя бы этот небольшой отрывок: «Вы представляете, какие повреждения получит бульдозер, если прокатится по вашему телу? Абсолютно никаких!»

Полная версия