Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Как купить жилье за бесценок: пикантное прошлое Эдуарда Росселя

Капчук обвиняет легендарного губернатора в хищении элитной недвижимости

Сергей Капчук, уральский предприниматель из знаменитого «списка Титова», собирается привлечь бывшего губернатора Свердловской области в качестве свидетеля к своему уголовному делу. Если верить предпринимателю, Эдуард Россель мог бы рассказать много интересного о сделках с недвижимостью, заключенных в «лихие девяностые».

Я хороший, это они плохие

Не далее как 5 декабря 2018 года Сергей Капчук, вернувшийся в Россию из Англии, пообщался со следователем, который ведет его дело. Перед тем как подписать протокол ознакомления с материалами дела, Капчук указал тех, кто, по его мнению, может быть полезен следствию в качестве свидетеля. А именно – бывшего губернатора Свердловской области Росселя и его, опять же бывшего, управляющего делами Сергея Туруновского. Капчук убежден, что оба они способны пролить свет на то, каким образом в девяностых государственная недвижимость становилась собственностью чиновников.

Зачем Сергею Капчуку, занимавшему в те годы сложносочлененный пост заместителя представителя Росселя при президенте, все это нужно – если оставить за скобками стремление находиться под следствием не одному, а в компании? Неужели, обвинив Росселя в махинациях с недвижимостью, он надеется обелить самого себя – подкинув следствию кусок пожирнее. А я? Я ничего, все так делали, ну я и решил, что так можно. Да, нас с братом в 1997 году обвинили в том, что мы, мол, присвоили два миллиарда рублей (еще не деноминированных, копейки же), которые были выделены на покупку московской квартиры; да, чтобы избежать суда я, увы, вынужден был уехать из страны. Но ведь схема-то была придумана и освоена еще до того, как мы так сделали – так в чем же меня, бедного, обвинять?

Олигарх должен быть экономным

Давайте разберемся, что же это за схема, в создании которой Капчук пытается обвинить экс-губернатора Росселя.

Коль скоро есть возможность купить хорошую вещь за бесценок, зачем платить настоящую цену? Если верить Капчуку, в свое время Россель и его окружение рассуждали примерно так. Якобы в девяностые с ведома губернатора Свердловской области местные административные чиновники ухитрялись приватизировать государственное жилье – да не какие-нибудь квартиры в местных многостройках, а особняки и пентхаусы – за 30% от их стоимости. Причем от стоимости уже заниженной. Вот как эту схему излагает Первое антикоррупционное СМИ:

Например, 5 сентября 1996 года у компании «Гута-Финанс» была куплена элитная трехкомнатная квартира в доме14/1 по улице Нежинской. Цена за нее была заплачена довольно забавная – 110 миллионов неденоминированных рублей (то есть 110 тысяч рублей деноминированных). На той же улице, но в доме 14, корпус 5, были приобретены помещения, в которых впоследствии Россель проживал во время визитов в столицу; там же располагались представительства Свердловской области в Москве. Под скромным словом «помещения» понимаются отнюдь не скромные четырехэтажные пентхаусы, площадь каждого из которых – 321 квадратный метр.

Если верить все тому же Капчуку, впоследствии все эти помещения были проданы через ГУП «Монетный Щебеночный завод». Его иногда ошибочно называют «Монетно-Щебеночным», что по-своему символично: здесь умеют делать монеты из чего угодно. Один из пентхаусов потом перешел некоему физическому лицу, два теперь являются собственностью кипрского офшора.

Во первых строках моего письма

Обращением к следователю Капчук не ограничился: он также обратился, причем публично, к самому Росселю с призывом добровольно уйти из верхней палаты парламента, сложив с себя сенаторские полномочия. В обращении упоминаются квартиры на Нежинской, управделами Росселя Сергей Туруновский, который их якобы приобретал (а сейчас, к слову говоря, покинул страну – сразу после возвращения Крапчука уехал в Хорватию и не вернулся), «украденная на долгие 15 лет Родина» – и да, предложение покинуть пост.

Оставит ли Россель свои сенаторские полномочия по просьбе бывшего подчиненного? Едва ли: человек, ответивший на идею назвать его именем аэропорт Кольцово благосклонным «не возражаю», едва ли добровольно снимет с себя корону. Даже если обвинения ему предъявит не Крапчук, сам находящийся под следствием, а кто-то, обладающий реальной властью.

Полная версия