Ликсутов и его армия
Как анонимные общественники отменяют депутатскую неприкосновенность под прикрытием городских властей
Руководитель Дептранса столицы Максим Ликсутов предположительно привлекает членов общественных организаций к охране транспортных объектов. Новоиспеченные охранники, похоже, уверенны в своей безнаказанности.
Стоять, бояться
На днях российский интернет был взбаламучен роликом: хрупкая женщина пытается пройти в зал, где должны проходить публичные слушания по поводу перемежевания территории Мосгортранса, а несколько дюжих мужчин с каменными лицами преграждают ей путь и молча заламывают руки, словно матерой преступнице.
Зрелище, прямо скажем, не из приятных. Дело осложняется тем, что дама, с которой так рьяно сражались могучие мужи, перед этим демонстрировала им удостоверение депутата Московской городской думы. Однако даже должность депутата не помогла Елене Шуваловой попасть на слушания – неизвестных мужчин, явно нанятых ее не пускать, не волновало понятие депутатской неприкосновенности.
Знаков различия у доблестных охранников не было. Есть, однако, мнение, что это были члены организации АНО ЦППП, предположительно сотрудничающей с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Будь на их месте сотрудники полиции, они бы, разумеется, имели представление о том, как согласно закону следует обращаться с депутатами. А частная охрана об этом, получается, не знает. Или не хочет знать?
Во время публичных слушаний, на которых собиралась присутствовать Елена Шувалова, обсуждалась проблема разделения территории объекта культурного наследия «Ансамбль Миусского трамвайного депо». Ранее Мосгортранс сдавал эту территорию в аренду, а теперь, по мнению защитников исторического объекта, планирует разбить ее на небольшие участки и распродать, нимало не заботясь о сохранении архитектурного ансамбля. Очевидно, активистов, способных выступить против подобного шага, было решено нейтрализовать весьма остроумным способом – попросту не пустить на слушания, выставив живой барьер из безымянных охранников. Незаконно, зато действенно.
По странному совпадению, в прошлый раз, когда Шувалова пыталась явиться на встречу, связанную с делами Мосгортранса, на нее тоже напали неизвестные – несколько раз ударили по голове. В полиции же, куда Шувалова явилась писать заявление, ей заявили, что она «сама себя высекла» – просто ударилась головой о чужую вытянутую руку. Несколько раз.
Профилактика ЦППП
Любит Максим Ликсутов four-letters words, как по-английски называют нецензурщину. Организованные им в составе группы по предварительному сговору ЦОДД, АМПП, МАДИ действительно стали ругательствами в среде московских автомобилистов. Теперь же «четырехбуквенные» взялись и за пешеходов – под новым брендом ЦППП.
В 2017 году по инициативе Максима Ликсутова «Центр профилактики правонарушений и преступлений», партнер организации «Офицеры России», получил от Дептранса десять пробных контрактов на пять миллионов рублей. В задачу сотрудников Центра вошла охрана правопорядка на транспортно-пересадочных узлах Москвы. Кроме того, Дептранс планировал провести еще несколько многомиллионных конкурсов.
Читайте также
Забавно, что соглашение с ЦППП Ликсутов подписал заблаговременно – летом 2016 года. В нем указано, что отныне ЦППП берет на себя помощь столичным властям: борьбу с расклейщиками объявлений, нелегальными торговцами и нарушителями правил парковки, а также с многочисленными транспортными попрошайками. Сумма контрактов в документе прописана не была, а из условий соглашений значилось лишь одно – не раскрывать условия этого самого соглашения третьим лицам, в том числе и представителям средств массовой информации.
Между тем руководство организаций, подведомственных Дептрансу, отнюдь не пришло в восторг от того, что им было велено частично передать свои полномочия в сфере охраны правопорядка в транспорте «Офицерам России». Но когда ГКУ «АМПП», ГУП «Мосгортранс», ГКУ «Организатор перевозок» и ГУП «Московский метрополитен» попытались игнорировать предписание Ликсутова, тот, по слухам, устроил их руководителям знатную головомойку. Не следует вставать между крупным чиновником и бюджетными деньгами.
Концы в воду
Руководитель «Офицеров России» Антон Цветков какое-то время активно заявлял, что его организация никакого отношения к ЦППП не имеет: мол, какие-такие дочерние фирмы, нет у нас таких, мы сами по себе. Что ж, можно сказать, что он всего лишь выполнял условия соглашения от 2016 года – не раскрывал этих самых условий третьим лицам. Но, по всей видимости, где-то наверху засомневались в наивности и неинформированности некоторых третьих лиц; в итоге «Офицеров России», недолго думая, ликвидировали.
Что же до контрактов, заключенных с ЦППП на общую сумму в 240 миллионов рублей, – их подавляющая часть (235 миллионов) пришлась на «Центральную пригородную пассажирскую компанию» (ЦППК, все в том же стиле). Владельцы контрольного пакета акций этой компании – Андрей Бокарев и Искандер Махмудов, владельцы «Трансмашхолдинга». Того самого «Трансмашхолдинга», в совет директоров которого еще совсем недавно входил Максим Ликсутов – еще до того, как превратился в федерального чиновника, способного служить интересам холдинга «сверху».
С конкурсами, которые выиграл ЦППП, тоже все интересно: по слухам, «Центр профилактики правонарушений и преступлений» соревновался за выгодные контракты сам с собой, так как, кроме него, других участников конкурсов просто не было. Возникает вопрос – почему подобное распоряжение бюджетными средствами не заинтересовало Контрольно-счетную палату Москвы или Тендерный комитет? Не потому ли, что у Ликсутова есть надежный и могущественным покровитель в лице Сергея Собянина?
Почетна и завидна наша роль
Искандер Махмудов неоднократно привлекал к себе внимание СМИ – олигарха подозревали в связях с преступным миром. Если это действительно так, страшно даже представить себе тот новый порядок, который его подопечные способны навести в транспортной сфере столицы, фактически взяв на себя полномочия полицейских. К тому же сотрудников ЦППП очень удобно использовать в качестве неофициальных охранников – как, например, в случае с Шуваловой, пытавшейся прорваться на слушание по делу Мосгортранса. Люди, остановившие ее, явно свысока смотрят на необходимость соблюдения отечественных законов.
Хотелось бы знать, что известно мэру столицы о тех загадочных людях – то ли бывших офицерах, то ли нет – которым доверена охрана транспортной сферы Москвы. Пока что все выглядит так, будто Ликсутов действует с ведома и даже с одобрения Собянина.