Обычный пациент не может даже представить себе суммы, которые зарабатывает забавный телевизионный медик Елена Малышева.
У города Кемерово не слишком завидная судьба. Мало кто, кроме жителей Западной Сибири, сможет вообще показать его на карте. На странице города во всезнающей «Википедии» даже нет раздела «известные уроженцы Кемерова», да и на странице соответствующего раздела легко узнаются разве что безумный журналист Ярослав Могутин, бессонный драматург Евгений Гришковец, да бессмертная Маша Распутина, хотя она на самом деле родилась в каком-то поселке Кемеровской области (никто не знает точно, в каком).
Но всех их давно перекрыла своей известностью Елена Васильевна Малышева, урожденная Шабунина, появившаяся в семье местных врачей в марте 1961 года. Виртуозная телеведущая, доктор наук, человек-мем… И немногие знают, что за внешностью телеклоуна с нелепой прической скрывается жесткая и циничная бизнесвумен с очень большими капиталами и связями.
Из декрета – на экран
Врачи Шабунины надеялись, что их дети продолжат родительскую профессию – в советские времена это называлось «трудовой династией». Есть сведения о том, что имел место юношеский протест, – получив золотую медаль в школе, Елена якобы сперва пошла на журналистский факультет, тогда как ее брат-близнец Алексей сразу занялся медициной (о нем позже). У старшей сестры Марины тоже все хорошо в этом плане: она позже уехала в теплый Туапсе заведовать медико-социальной экспертизой – должность ответственная и очень «скользкая» в плане, скажем так, дополнительных возможностей.
Но вряд ли версия про журналистику верна: по официальным данным с сайта «ТВ-Останкино» (сейчас страница изменена), высшее медицинское образование в Кемеровском мединституте Елена получила уже в 1984 году: журфак тут не вписывается по хронологии. Сразу после вручения дипломов Шабунина рассталась с бесперспективной родиной: в аспирантуру она пошла уже в Москве, а через три года стала кандидатом наук. Тема ее работы – «Предупреждение и устранение нарушений ритма сердца с помощью адаптации к стрессорным воздействиям и активации гамма-аминомасляной кислоты». Типичная карьера «синего чулка» от медицины, не так ли? Правда, в том же 1987-м Шабунина вышла замуж за коллегу и стала Малышевой, но это вроде бы мало что изменило в ее облике. Дальше – немного практики участковым терапевтом (основное занятие – декретный отпуск, сыновья родились в 1988 и 1990 годах) и работа на кафедре внутренних болезней Второго мединститута.
Судьбу Елены Васильевны повернули ельцинские реформы. В 1991 году тяжело заболел ее младший сын Василий, его прооперировали в Москве, но восстанавливать здоровье в столице тогда было очень сложно: СССР распадался, связи разрушались, московские пищевые комбинаты простаивали без сырья, и многие «понаехавшие» предпочитали временно вернуться на историческую родину, ближе к земле, к совхозам и огородам.
Но с работой в Кемерове было тогда туго, медицину почти не финансировали. Брат-близнец Малышевой занимал уже высокую должность – директор Кузбасского областного гепатологического центра, но Малышева тогда еще не была специалистом по всем болезням сразу, а может, в Центре очень мало платили… И 31-летняя терапевт, кандидат медицинских наук, оказалась на телевидении – программа «Рецепт» на телеканале «Кузбасс». Понравилось. Через год мы видим ее уже на 6-м канале, потом на РТР… и закрутилось. 3 октября 1997 года, 21 год назад, телезрителям показали первый выпуск передачи «Здоровье» на канале, который тогда назывался ОРТ.
Поражение от девелоперов
Малышева пришла к успеху. Ее брат-близнец сделал это чуть позже: Алексей Васильевич перебрался в Москву лишь в 2001 году, зато сразу на пост заместителя главного врача по хирургии ГКБ имени Боткина. Благодаря своим талантам или же содействию сестры, имевшей к тому моменту вход в весьма высокие кабинеты, он сделал яркую карьеру и в 2013 году возглавил эту больницу. Как раз в то время началась эпидемия укрупнения медицинских учреждений, и Боткинская больница из одного комплекса стала головой целого больничного осьминога, «крупнейшего многопрофильного лечебного учреждения Москвы».
Итак, перед нами глава мощной больницы, обладающий серьезными влиянием и возможностями, и родная ему с утробы звезда телеэкрана. Замечательная производственно-маркетинговая связка, которую, согласитесь, грех не монетизировать. Первый скандал грянул в 2015 году…
В состав Боткинской больницы на правах Филиала №3 зачем-то вошла клиническая больница №19, расположенная по адресу Большой Предтеченский переулок, 15/8. Само по себе это не страшно – скажем, когда школу присоединяют к соседней, учителя остаются на своих местах, экономия происходит только на управленческом персонале. Но в 19-й больнице уволили всех.
И было бы все шито-крыто, но всезнающие журналисты выведали, что освободившиеся площади планируется отдать «Клинике снижения веса Елены Малышевой» – надо полагать, на более чем льготных условиях. При этом СМИ ссылались на бывшую главу 19-й больницы Светлану Бутырину, но она через некоторое время заявила, что ничего подобного не говорила. Сама же Малышева комментариев избегала: «Это все неправда, и говорить пока не о чем». Судя по всему, кто-то в руководстве города намекнул боткинскому главврачу, что надо знать какие-то границы. Так что сейчас на месте 19-й больницы строят элитное жилье – покупателям обещают даже отдельные комнаты для прислуги. Нувориши гораздо нужнее району, чем врачи. Алексей Шабунин всегда находится на переднем краю борьбы за здоровье москвичей.
А клиника снижения веса открылась в другом месте.
Предвыборная неудача
Еще один скандал, связанный с профессором Московского государственного медико-стоматологического университета Еленой Малышевой, женой профессора Московского государственного медико-стоматологического университета Игоря Малышева, связан с контролируемой ею компанией «Здоровье инфо» (Елена, Юрий, Василий Малышевы в равных долях).
Пока Елена Васильевна перед выборами мэра рассказывала избирателям о достижениях московской медицины (почему-то не упоминая историю 19-й больницы), «Здоровье-инфо» выиграло потрясающий тендер на разработку методички по борьбе с гипертонией, организованный Информационно-аналитическим центром в сфере здравоохранения (принадлежит правительству Москвы). За 46,9 млн руб. мать и сыновья Малышевы взялись сказать новое слово в диагностике артериальной гипертензии – не платят же у нас такие деньги за переписывание старых брошюр! Но и тут нашла коса на камень – одним из конкурентов Малышевых стал мощный НИУ ВШЭ, которая знает толк в освоении госзаказов. Подопечные Ярослава Кузьминова обратились в ФАС, и там признали, что комиссия неправильно посчитала баллы кандидатов. После пересчета победителем волшебным образом оказался НИУ ВШЭ, а московский бюджет сэкономил 4,3 млн руб. – разница в цене предложений «Здоровье инфо» и нового победителя.
Можно ли сказать, что сорвалось вынесение благодарности за помощь на выборах? Думается, об этом мы узнаем из ближайших тендеров в сфере московского здравоохранения.
Остальное – успехи
Но было бы наивно представлять себе Елену Васильевну неудачницей – просто пару раз она пыталась проглотить слишком крупные куски. В целом ее бизнес-деятельность развивается на удивление гладко, во многом за счет мудрого выбора партнеров. ООО «Медицинский центр Елены Малышевой» в июле 2016 года ввело в число учредителей Гульнару Фаррахову – жену Айрата Фаррахова, бывшего министра здравоохранения Татарстана, а в то время – заместителя федерального министра финансов. Доля в 5%, конечно, символическая, зато очень удобная для переговоров и защиты от проверок. Причем эту долю отдала ей лично Малышева, оставив себе 45%. Доля другого соучредителя, Дмитрия Щиглика, осталась прежней – 50%.
И дело не только в высоком посте Фаррахова – уже через несколько месяцев он ушел из правительства, став рядовым депутатом Госдумы. Татарстанский спрут запустил свои щупальца буквально во все сферы московского хозяйствования, и здравоохранение, конечно, не могло стать исключением. Партнерство с представителями татарской диаспоры – один из серьезных залогов успеха в московском бизнесе.
Дмитрий Щиглик – тоже яркая фигура. Этот человек без отчества, гражданин США – член Исполкома и Совета директоров Всемирной сионистской организации (поддержка еще одной сильной диаспоры), связанный с европейскими фармкомпаниями. Одна из чиновниц Минздравсоцразвития в 2010 году была обвинена в превышении служебных полномочий при сотрудничестве с швейцарской компанией Mens Sana Pharmaceutical, московское представительство которой возглавлял тогда как раз Щиглик.
Еще один деловой партнер Малышевой – не кто иной как Алексей Пиманов, телеразоблачитель, бывший сенатор. С ним она владеет компанией «ПМ и партнеры» (очевидно, ПМ – не «пистолет Макарова», а «Пиманов-Малышева»). Тоже очень полезная связь – как-никак Пиманов 14 лет вел передачу «Человек и закон», и лично знает в юридической элите России чуть более чем всех и каждого. Вообще, фирм у Малышевой много – скажем, она лично контролирует компании, которые привлекают рекламу на ее сайты (ООО «Уай Ви Эм Корпорэйшн» и как раз «ПМ и партнеры»). Почти все фирмы приносят прибыль. Получает ли Елена Малышева деньги за упоминание брендов, клиник, конкретных лекарств в своих многочисленных телеоткровениях, сказать сложно (точнее, легко, но без решения суда воспрещается). Добавим к этому ее более чем высокие гонорары – и поймем, что перед нами настоящая акула, одна из богатейших женщин страны. Хотя и выходящая постепенно в тираж.
Больше всего Малышева зарабатывает, кажется, на своих диетических наборах через ООО «Диета Елены Малышевой», учрежденном ею совместно с упоминавшимся фармосионистом Щигликом. ООО продает коробки с как бы диетическим питанием, главным образом замороженные продукты. Чистая официальная прибыль компании колеблется в районе 100 млн рублей в год; в последнее время она постепенно снижается. Как и популярность Елены Васильевны у телезрителей. Врачом она по факту давно уже не является (без постоянной практики сохранять форму в этой профессии невозможно), а клоунада изрядно поднадоела.
* * *
Скорее всего, шоу-карьера Малышевой подходит к концу. Но громкого имени, ставшего уже мемом, на ее век точно хватит. Многие рецепты Малышевой-«врача» вызывают только иронию, но вот рецепты российского бизнеса она знает назубок: партнерство с чиновниками и этническими группировками стало для Елены Васильевны настоящей охранной грамотой. И за яркими выступлениями по телевидению почти невозможно расслышать постоянный хруст купюр в карманах ведущей. Деньги любят тишину, особенно деньги, сделанные на здоровье нации.