Составители крупных московских государственных контрактов игнорируют не только предписания ФАС, но и законы здравого смысла.
В сентябре 2018 года в Москве пройдут перевыборы мэра Сергея Собянина. Управленец, которому только что исполнилось 60 лет, пойдет на свой «двухсполовинный» срок – с 2010 по 2013 год он управлял Москвой по мановению подписи президента Дмитрия Медведева, а в 2013-м с немалыми усилиями избежал второго тура выборов в борьбе против талантливого популиста Алексея Навального; характерно, что именно эти два кандидата представили самые абстрактные и бессмысленные предвыборные программы.
Сам по себе Сергей Собянин – конечно, лицо города, но едва ли его мозг. Поэтому члены команды Собянина наверняка останутся с ним и после выборов. Если, скажем, Владимир Путин старается поддерживать некоторую отстраненность от правительства России, то Собянин – одно целое со своими вице-мэрами. И особое место среди них занимает видный строитель Марат Хуснуллин.
Издание Ustav.net сообщает, что в дни чемпионата мира Сергея Собянина московские СМИ упоминают чаще, чем, например, футболистов и тренеров сборной. Создается впечатление, что Собянин не только лично построил стадионы (с помощью Хуснуллина, конечно), но и парочку голов в ворота нефтеносных друзей закатил. Этот культ личности оформляется через еще одного вице-мэра Анастасию Ракову, одновременно работающую прикрытием для личной жизни степенного мэра.
Собственно, любовь и пиар всегда шли рука об руку, ибо что есть пиар как не принуждение к любви? Но мы сегодня поговорим о тех делах, которые творятся за этой идиллической завесой. О государственных контрактах города Москвы. Тут, конечно, проблема с терминологией, ибо заказы на самом деле региональные, а слово «государственные» в этом контексте попахивает сепаратизмом (ст. 280, ч. 1 УК РФ). И в то же время столица – это действительно маленькое государство в большом, богатое в бедном, расточительное в экономном, наглое в стыдливом.
Праздник чиновных рантье
Чтобы что-то построить в под завязку застроенном городе, надо провести тендер, продать кому-то право пользоваться землей или какие-то иные привилегии в обмен на деньги. Если при этом сами чиновники имеют какой-то материальный интерес в том или ином исходе тендера, это деликатно называется административной рентой. Именно под таким названием идут соответствующие расходы в реальной, а не парадной бухгалтерии столичных подрядчиков. Эта схема не в Москве, да и не в России придумана, но здесь собрались едва ли не самые талантливые ее исполнители.
Все бы ничего, вот только платят за этот праздник жизни плательщики налогов, сборов и пошлин – то есть рядовые российские граждане. Чем больше личная доля чиновника, тем выше общая стоимость продукта. Московский бюджет, собирающий деньги со всей России, является лучшей в стране региональной кормушкой – неудивительно, что и условный кубометр бетона в московских тендерах оказывается куда дороже, чем в точно таких же торгах на Тамбовщине.
Счетная палата еще во времена Татьяны Голиковой опубликовала «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации». Подсчитано, что по 44-ФЗ за 9 месяцев 2016 года государственные и муниципальные структуры потратили 4,3 триллиона рублей. По 223-ФЗ – еще 14,33 триллионов рублей.
Средний размер административной ренты в стране оценивается в 20% от суммы договора. То есть безвозвратно утеряно порядка 3,72 триллиона за 9 месяцев, 5 триллионов в год.
Для сравнения: в 2017 году на нужды всего нашего беспрецедентно раздутого «правоохранения» выделено 1,27 триллиона рублей, а на образование с медициной – чуть более 900 миллиардов. Вы себе представляете, чего Россия могла бы достичь, просто перекрыв «административную ренту»?
Среди 85 регионов России больше всего денег на тендеры тратит Москва.
Департамент строительства города Москвы, который возглавляет Марат Хуснуллин, входит в десятку самых крупных заказчиков России по объему закупок – и это не считая заказов многочисленных подконтрольных ему ГУПов. Давайте посмотрим, как работает этот механизм.
«Горизонт» всегда рядом
Вот закупка с номером извещения 0173200001416000844 на «выполнение проектных и остатков подрядных работ по объекту "Реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца"». Смущает уже сама формулировка – «остатки подрядных работ»: раз был подряд, то был и проект, а если надо заново проектировать и переделывать, то где уголовное дело против предыдущего исполнителя? Но департаменту не до этого, его задача спрятать тендер от нежелательных участников, с которыми нет предварительной договоренности. Закупка подана под кодом 71.12.20.190 ОКПД2 («Услуги управляющей компании по строительству под ключ объектов автомобильной дороги»), между тем в предмете закупки указаны также проектно-изыскательские работы (объединять их нельзя).
Председатель комитета Ассоциации заказчиков и поставщиков Александр Кулаков своевременно подал жалобу в ФАС на эту закупку, но людей Хуснуллина вмешательство антимонопольщиков не смутило: они быстренько провели тендер, на котором победило ООО «Горизонт» с ценой всего лишь на полпроцента меньше стартовой. Закупочная документация идеально соответствовала возможностям «Горизонта» – мультимиллиардный контракт получила контора с уставным капиталом 25 тысяч рублей. Директор и единственный учредитель «Горизонта» Вадим Крылков – серийный организатор, по данным List-org он замешан в 24 закрытых или действующих компаниях, зато запросто общается с Хуснуллиным и Собяниным. А сам «Горизонт» является звездой черных списков работодателей: получая огромные контракты, Крылков не платит деньги нанятым таджикам и натравливает на них свою «службу безопасности».
И какой разумный чиновник будет заключать контракт с подобной конторой? Александр Кулаков деликатно предлагает характеризовать этот контракт по ст. 293 УК РФ «Халатность», но неплохо бы проверить закупку и на предмет наличия «административной ренты».
Маленькие уточнения
А ведь это было только началом. Департамент строительства города Москвы проигнорировал требование ФАС об аннулировании протокола определения поставщика и 22 августа 2016 года заключил государственный контракт с «Горизонтом». У нас вообще всякая гадость регулярно в августе происходит.
Впрочем, и в январе тоже. Через полгода появилось Дополнительное соглашение №2, где стороны сообщили о перераспределении средств. Резко увеличилась стоимость оборудования – скажем, на одну только замену окон на шумозащитные уйдет почти полмиллиарда рублей без НДС. Считаем: 468 млн руб. на 23,5 тыс. кв. м остекления – это практически ровно 20 тысяч рублей за квадратный метр. Рыночная цена квадратного метра с установкой, по данным «Устава», почти в четыре раза ниже. А ведь оптом вроде должно быть дешевле…
В реальности заказ окон и работа таджиков, по нашим расчетам, обошлись «Горизонту» максимум в 150 миллионов рублей. Остается более 300 миллионов. На что они потрачены, в чьих карманах находятся? А ведь это не «средние по больнице» 20%, это предельно наглые 70%.
Примерно та же ситуация со светодиодными светофорами. Их требуется установить 182,13 штук (0,13 светофора навевают воспоминания Марата Хуснуллина). Причем стоимость этих светофоров раскидана по ведомости в случайном порядке. Скажем, на 32 светофора на пересечении Большой Черкизовской и Халтуринской планируется потратили 1,867 млн руб., то есть по 58,3 тыс. штука. А вот у остановочного павильона «ПО Сокол» всего четыре светофора. Стоят они все вместе 1,293 млн руб., то есть по 323 тысячи за штуку.
Почитайте документ, он небольшой и очень показательный. Из него видно, что задачей составителя было просто разбить нужную высоким договаривающимся сторонам сумму по графам практически в произвольном порядке. А в розницу, для простых смертных, подобные светофоры стоят не более 19 тысяч рублей.
Хороший тендер, Марат Шакирзянович! Приятного аппетита, Сергей Семенович!