Для некоторых предпринимателей сейчас на дворе двадцать восьмой год 1990-х...
Есть в русских селеньях мужчины, неуемная энергия которых бьет через край, и остановиться они не могут даже перед серьезной угрозой судебного преследования. К таким принадлежит и иммигрант из Соединенных Штатов Сергей Викторович Бачин – проповедник здорового образа жизни, девелопер, отельер и, разумеется, просто красавец.
От физики до органики
Уроженец Коврова, выпускник физфака МГУ (туда кого попало не брали, а он еще и с отличием закончил обучение), в 1992 году понял, что работа в геохимии за копейки – не его призвание. И эмигрировал в США, где быстро получил степень магистра по корпоративным финансам, а после учебы стал финансовым менеджером в компании Pratt & Whitney, специализирующейся на производстве авиационных моторов. По крайней мере так гласит официальная легенда. Зачем американцам новоявленный финансист, когда своих солить можно, не очень понятно. Но так или иначе, Бачин несколько лет был причастен к корпоративным, а возможно и техническим секретам американского оборонного гиганта. Не исключено, кстати, что за это время он мог получить и американское гражданство: США не жалеют паспортов для полезных людей. Но к Pratt & Whitney мы еще вернемся…
А в 1998-м, в год дефолта, он вернулся в Россию, в «Интеррос» Владимира Потанина. Интересный сюжет. Впрочем, подробную биографию Бачина писать еще рано, мы только обратим внимание на некоторые ее пункты.
The Moscow Post напоминает, что Бачин является одним из активных лоббистов продвижения так называемых органических продуктов – словно все остальные изготовлены из минералов. В осеннюю сессию Госдума планирует рассмотреть закон о подобной продукции, чтобы защитить ее от контрафакта (минимальную цену установят, что ли, как с водкой?). Компании Бачина «АгриВолга» и «ОрганикМаркет» станут одними из главных бенефициаров очередного закона.
Финансовая экология
Как-то легко и приятно все дается 55-летнему бизнесмену.
Но, увы, не его клиентам. Бывший американский моторостроитель является по совместительству российским девелопером, один из его проектов – поселок «Павлово-2» в Истринском районе Подмосковья. Люди купили дома на первой лини у озера, доплатили за вид на набережную, специально уточнили, что застройка этой набережной невозможна по экологическим нормам – а в 2016 году обнаружили строительную технику, которая сносила скамейки и перекапывала почву. А поблизости появились красочные баннеры с предложением прямо сейчас купить участки у воды…
Обряд получения разрешения на разрушение защищаемого законом озерно-болотного комплекса (в статусе заказника) – отдельная песня о том, как ловко Бачин договаривается с власть имущими. В данном случае – с подмосковным Минэкологии, которое возглавляет совершенно потрясающий человек Александр Коган. А то, что покупателей «кинули» – не так важно, ведь свои деньги они уже заплатили. Хотят к озеру – пусть покупают свеженарезанные участки. Цена вопроса измеряется в миллионах, и отнюдь не рублей.
Ярославское взморье
Но не Коганом единым богат остроумный органический застройщик. Удивительных соглашений он смог достичь и с двумя ярославскими губернаторами, Сергеем Ястребовым и Дмитрием Мироновым.
Первому он пообещал построить комплекс «Ярославское взморье», которое станет визитной карточкой региона на долгие годы. Тот незначительный факт, что от Ярославской области до ближайшего моря несколько сот километров, никого не смутил. Губернатор выделил Бачину 285 миллионов рублей из регионального бюджета и добился выделения 2,1 миллиарда по федеральной программе развития туризма.
По интересному совпадению потом у Ястребова обнаружили незадекларированный особняк под Ярославлем, а у его дочери – роскошный трехэтажный таунхаус… где бы вы думали… Правильно, в поселке Павлово-2! Бинго! Как красиво сходятся некоторые пасьянсы…
Что ж, подбили Ястребова – надо работать с Мироновым. Этого губернатора наш герой очаровал сыром, в санкционные времена практически «мягкой валютой». Компания Бачина «АгриВолга» стала головным, а по сути единственным предприятием новоявленного «сырного кластера» в Ярославской области. Пришлось купить двух других местных производителей, чтобы монополизировать производство и получить возможность устанавливать цены.
Тверские Васюки
С Московской и Ярославской областями граничит Тверская – и там также не обошлось без талантов Сергея Бачина. Он убедил руководство ВЭБ в том, что сможет построить «город-сад» Большое Завидово на берегу Московского моря (водохранилище на Волге) – и получил кредит в размере 3,37 млрд рублей. На церемонии открытия одной из первых ласточек Большого Завидова, отеля RadissonZavidovo, в 2014 году выступил первый зампред ВЭБ Михаил Полубояринов и рассказал, что «эксперты банка полностью уверены в успехе проекта "Рэдиссон-Завидово", тем более они доверяют качеству работы компании "Агранта", на счету которой строительство олимпийского комплекса "Роза Хутор"». Позднее в ВЭБ были обнаружены масштабные финансовые дыры, связанные главным образом с тем, что банк столкнулся с массовым невозвратом кредитов именно по олимпийским проектам. Фактически финансовая организация обанкротилась – другой вопрос, что государство не могло допустить краха системообразующего банка и привычно залило дыру бюджетными средствами. Практически все руководство было уволено (главу банка сменили даже дважды) – а вот непотопляемый Полубояринов так и остается на своем посту, постепенно расширяя сферы влияния: скажем, в 2017-м возглавил Совет директоров «Аэрофлота».
А красавец «Рэдиссон» попросту не дождался клиентов – Большое Завидово почему-то так и не стало международным туристическим центром. Вот и вы, уважаемый читатель, скорее всего, впервые слышите про этот амбициозный проект. Ежегодные убытки полупустого отеля оцениваются в 1 млрд руб. в год. Бачин отдал ВЭБу 40% в счет долга, но тем самым просто переложил часть расходов на государственный банк. Интересно, как отнесется к этому «активу» новый глава ВЭБ Игорь Шувалов, сразу же призвавший ввести в банке режим тотальной экономии?
Кстати, Бачину не впервой «доить» ВЭБ: взаимовыгодные отношения с «предпредыдущим» руководством банка у него сложились как раз во времена «Роза Хутора», на который «по объективным причинам» выделялось все больше средств, ведь нельзя было сорвать сроки олимпийской стройки. В результате полученные от ВЭБа кредиты объемом в 55,7 млрд рублей предприниматель погасил передачей строительной фирмы «ПрофЭстейт». Ее активы оценивались тогда в 21,7 млрд руб. Так и убивали ВЭБ…
А самое интересное, что наш пострел везде поспел – не забывает Сергей Викторович и о своих заокеанских увлечениях. Когда он еще работал в Pratt & Whitney, эта американская компания «инвестировала» в российские Пермский моторный завод и «Авиадвигатель», получив блокпакеты акций своих прямых конкурентов на мировом рынке авиационных двигателей. Тем самым американцы «получили доступ к научно-исследовательской базе и перспективным разработкам российского двигателестроения, куда иностранцам в советские времена вход был категорически запрещен». Дальнейшую деятельность «инвесторов» иначе как прямым вредительством не назвать, подробности их работы можно почитать в «Эксперте». Прямые потери российской авиационной промышленности исчисляются в миллиардах долларов, а косвенные, связанные с поражениями на международном рынке и замедлением разработки новой техники, вообще неисчислимы. Вопрос: какую роль в этой сделке и последующем экономико-техническом терроре американских совладельцев сыграл «финансовый менеджер» Сергей Бачин? Ведь блокпакеты акций заокеанским конкурентам продал именно «Интеррос», в который сразу после возвращения домой устроился наш герой. Для королей залоговых аукционов из «Интерроса» «интер» всегда был на первом месте, а «рос» – на последнем. Нехорошо выглядит ситуация, а пахнет, честно говоря, еще хуже.
* * *
Мы обрисовали лишь часть деятельности этого невероятно энергичного человека, для которого деньги всегда стояли выше этики, а кредиторы и клиенты были и остаются лишь ходячими кошельками. Есть много вопросов о дальнейших шагах энтузиаста здорового питания, и задавать их будут именно эти «кошельки». Впрочем, запасных аэродромов у специалиста по авиадвигателям хватает.