Последняя распродажа Дмитрия Ананьева
Бывшие владельцы «Промсвязьбанка» (ПСБ) пытаются избавиться от оставшихся российских активов и вывести деньги к себе в Великобританию.
Продолжается эпопея, связанная с санацией Промсвязьбанка (ПСБ) и бегством его основных акционеров братьев Ананьевых из России. Бизнесмены испытывают серьезнейшие проблемы с продажей своих основных российских активов – потенциальные покупатели опасаются влезть в многочисленные суды из-за сложного анамнеза этих предприятий.
Аттракцион невиданной щедрости
Удивительная, конечно, история. В стране победившего православия подвергаются гонениям два воцерковленных купца, которые помогали церкви еще до того, как это стало обязанностью, издавали популярные газеты, где поддерживали правительство, один семь лет в верхней палате парламента заседал, а другой оборонную корпорацию возглавлял. Впору было бы разоблачать жидомасонский заговор в банковских кругах, если бы через пять месяцев после Ананьевых точно так же не сбежал председатель Совета попечителей Конференции европейских раввинов Борис Минц. Своих сыновей пожирает не только революция, но и, как выяснилось, стабильность.
Выставленный на продажу сельскохозяйственный холдинг «Белая птица» не смог найти своего покупателя – нацелившаяся было на интересный актив группа «Русагро» неожиданно свернула переговоры. Это может вызвать удивление, потому что «Птица» занимает четвертое место в России по производству мяса бройлеров, а ее спрятавшиеся за кипрской Stephont Developments Ltd хозяева не в том положении, чтобы заламывать цены. Вот только на холдинге висит 30 миллиардов рублей кредитов, в основном перед еще недавно близкородственным Промсвязьбанком. И если раньше этими долгами можно было бы манипулировать в ходе переговоров (так произошло при продаже Ананьевыми ИД «Аргументы и факты» московской мэрии), то теперь нет сомнений – государственный Промсвязьбанк потребует вернуть все сполна.
Пресса называет еще двух претендентов на «Русскую птицу». Это структуры семьи Александра Ткачева, которого утомили министерские обязанности, но никак не постоянное обогащение, а также фонд AVG Capital Partners, связанный с Рустемом Миргалимовым. Еще два года назад Миргалимов вел переговоры с Ананьевыми по поводу слияния части бизнесов, но тогда стороны ни к чему не пришли. Не придут и сейчас: руководство «Белой птицы», по данным «Коммерсанта», готовит холдинг к банкротству.
Читайте также
Не удается братьям выгодно избавиться и от своих девелоперских проектов, испытывающих сейчас серьезные проблемы со сдачей жилья (хуже, кажется, только попавший под внешнее управление «Урбан» и катящийся туда же МИЦ). Поскольку недвижимость в России – второй по значению актив после углеводородов, Дмитрий Ананьев все еще рассчитывает продать это имущество оптом или по частям по цене выше рыночной. Но перспективы такой продажи никак не выглядят радужными.
Повезло только с системным интегратором «Техносерв»: ВТБ милостиво купил 40% компании. Судя по развитию событий, остальную долю госбанк сможет получить практически бесплатно.
В отсутствие Ананьевых их интересы представляет в России ряд юридических лиц, вроде бы связанных с популярным порталом Pravo.ru. Впрочем, успехи их невелики.
Токсичные предприятия
У проблемы братьев Ананьевых формально есть имя, фамилия и должность: Эльвира Набиуллина, глава Центробанка. Именно она не раз заявляла, что даже непрофильные активы, связанные с собственниками попавших под санацию банков с финансовыми «дырами», могут быть переданы в фонд плохих долгов. То есть покупатель «Белой птицы» рискует просто лишиться приобретенного актива, после чего он будет вправе подать на бывших владельцев в суд с целью добиться компенсации ущерба. Вы бы, уважаемый читатель, стали бы покупать находящуюся в залоге квартиру с непонятной историей собственников? Вот и крупный бизнес не спешит налетать на наследство новых жителей Великобритании Дмитрия и Алексея Ананьевых.
Правда, Набиуллина вообще слишком много говорит. Так, она предложила блокировать активы бывших собственников санированных банков и лишить их возможности выезда за рубеж до окончания судебных разбирательств. Это типичная лапша для рядового реципиента «Первого канала»: на самом деле Центробанк и другие власти абсолютно сознательно дают проштрафившимся, но все же «социально близким» устроить свою новую жизнь с существенными остатками капитала. Если бы Набиуллина и глава Минфина Антон Силуанов только захотели, чтобы Ананьевы или тот же Минц остались в России, тем не помогли бы никакие деньги. Более того, российские чиновники охотно встречаются за рубежом со старыми друзьями – беглыми бизнесменами. Незадачливый кандидат в президенты Борис Титов, чтобы оправдаться за веселое времяпрепровождение с фигурантами десятков уголовных дел, даже сочинил сказочку о том, как они под его покровительством рвутся обратно на родину, в родные ОВД.
Тем не менее вариант принудительного изъятия активов более чем вероятен. Может быть, именно поэтому Дмитрий Ананьев не использует популярную схему переписывания предприятий на друзей (через кипрские офшоры) – не поможет, только людей зря подставлять. А вот, по поговорке, впихнуть кому-нибудь невпихуемое – это всегда пожалуйста, тут православная этика с легкостью уступает место банкирскому цинизму.
* * *
Как и положено беглому олигарху, Дмитрий Ананьев сильно недоволен российской властью. По слухам, он регулярно встречается с оппозиционерами, коих в Лондоне пруд пруди – впрочем, вряд ли эти дружеские застолья всерьез могут помочь возвращению активов. А вот показания сотрудников Центробанка (часть из которых уже перешли в разряд «бывших»), скорее всего, приведут к полномасштабному уголовному делу и суду, который пройдет в отсутствие обвиняемых.
Если только Ананьевы не знают о руководстве банковской системы России чего-то такого, что может смутить капризную Немезиду Центробанка.