Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Французы и швейцарцы заинтересовались деньгами Ликсутова

Зачем вице-мэру Москвы лишние 49 миллионов евро?

Глава столичного транспортного комплекса Максим Ликсутов – самый популярный у журналистов московский чиновник, если не принимать, конечно, во внимание сотни тысяч безликих пресс-релизов с трехкратным упоминанием Сергея Собянина. Из лучших расследований, посвященных Ликсутову, можно было бы собрать неплохой трехтомник. Смущает лишь незаконченность этого романа: глав в нем все больше, но развязкой много лет и не пахло.

И вот энтузиасты из департамента экономических преступлений французского МВД сделали попытку начать четвертый, заключительный том. «Общая газета» сообщает, что французы передали прокуратуре Швейцарии данные о движениях по тайным счетам Ликсутова. Информация эта получена ими – прямо или косвенно – от бывшего российского сенатора Сулеймана Керимова, который согласился подчиниться французскому правосудию и вывалил перед ним многие подробности своей интимной финансовой жизни.

Конечно, французы и швейцарцы нам не указ. У российских собственная гордость: братьев Ананьевых и Бориса Минца мы широким жестом отпускаем на волю, в Альбион, а братьев Магомедовых (они сопротивлялись «Платону») и Никиту Белых держим в четырех стенах с решетчатыми окошками. И все же капля камень точит: сомнений в том, что Ликсутов нарушает российское законодательство в части регулирования бизнес-деятельности чиновников, остается все меньше.

Французские следователи утверждают, что Ликсутов – ни более ни менее как теневой владелец российского Инбанка. Кроме того, по их мнению, он имеет как минимум один счет в швейцарском банке. Со ссылкой на отраслевое издание «Вгудок» журналисты рассказывают о том, как одна из фирм Виктора Вексельберга перевела 49 млн евро на счет «Инбанка» в Bank of Cyprus (эта контора достойна отдельной песни), а затем эти деньги направились на личный счет Ликсутова.

Собственно, если это доказанный факт (а французы называют его именно таковым), всех участников сделки уже можно «паковать». Госслужащий с широкими связями в транспортном мире получает деньги от олигарха – чего же боле? Более того, в той же Франции непременно полетела бы и голова мэра, под крылом которого совершаются подобные безобразия. Между тем Сергей Собянин в полной безмятежности готовится в сентябре пойти на свой «двухсполовинный» срок.

Тут уместно перечислить содержание предыдущих серий.

И это лишь малая часть того, что известно о моложавом улыбчивом вице-мэре.

Скажем, оскандалившаяся «МаксимаТелеком», балующая отравленным вайфаем пассажиров московского и питерского метро, как и Ликсутов, имеет эстонские корни: ее бенефициаром оказался некто Урмо Валлнер. Эстония – маленькая страна, и удивительно ли, что Валлнер через офшор Malver Holdings связан с давним другом и партнером Ликсутова Алексеем Криворучко. Ликсутов с Криворучко когда-то создавали «Аэроэкспресс».

С нежностью относится Ликсутов и к другим совладельцам «Максимы», Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. В дополнение к доходному вайфаю без тендера эти граждане получили также сорокамиллиардный заказ на производство вагонов для московского метро. Они же поставят Центральному железнодорожному кольцу поезда «Иволга» на 12 миллиардов.

Но все это – внутрироссийские дела, по которым Максим Станиславович явно обладает огромным мужским иммунитетом. С иностранцами будет сложнее.

Керимов дал показания о том, что российские бизнесмены тесно связаны с Bank of Cyprus, владеют долями в нем и используют его для своих финансовых развлечений. В числе акционеров банка называют Дмитрия Рыболовлева, Виктора Вексельберга и Максима Полетаева (топ-менеджер Сбербанка). К сожалению для всех них, Кипр входит в Евросоюз и обязан предоставлять отчетность французским следователям. Так стало известно, что кипрская компания Lamesa Holding принадлежит не только Вексельбергу, но и супруге Максима Полетаева. Именно «Ламеса» перевела те 49 миллионов для пополнения счета, якобы принадлежащего Ликсутову.

А российские власти иногда прислушиваются к своим западным коллегам. Русский торговый банк (КБ «РТБК»), через который шел нескончаемый транзит денег на Запад, потерял лицензию именно после претензий швейцарской прокуратуры. Между тем часть этих денег проходила через конверсионные счета Инбанка…

Кстати, швейцарский Sberbank CIB (напомним, Полетаев тесно связан со «Сбером»), по версии следствия, регулярно продавал доллары именно КБ «РТБК», у которого, в свою очередь, их приобретали физические лица – не только Максим Полетаев, но и, например, Алексей Патрушев, племянник секретаря Совбеза и бывший зампред правления «Мастер-банка». Того самого, с которого вообще началась Великая банковская зачистка Эльвиры Набиуллиной! Он же фигурирует в пресловутом «панамском досье». Едва ли Алексей хоть где-то действовал в своих собственных интересах – скорее он просто родной человечек, который сделает все как надо и не выдаст.

Нет, все-таки потрясающая штука наш бизнес: допросили всего одного человека, а информации вылезло на десяток фигурантов и сотню уголовных дел. Выяснилось, скажем, что все собственники КБ «РТБК» владели этим банком через офшорные компании. Это не оригинально. Но все эти офшоры до сих пор имеют действующие счета в Bank of Cyprus. Круг замыкается. Очень похоже на то, что при поддержке ряда сотрудников Сбербанка российские деньги выводятся за рубеж – и ряд сотрудников Центробанка старательно закрывают на это глаза. Безвозмездно ли?

INFOX.RU продолжает дергать за хвосты, торчащие из клубка коррупционных связей в России, и предъявлять читателям задергавшиеся при этом головы. И вот что удивительно: какую схему ни возьми, везде где-нибудь да проскакивает имя скромного эстонского парня, московского вице-мэра Максима Ликсутова.

Полная версия