Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Магнит» пилят на кусочки: как ВТБ с Винокуровым договорился

Создать прибыльный бизнес в России все еще можно, но только для того, чтобы в итоге он оказался в руках чьих-то детей и родственников.

Подоить и продать

Информация о переходе 12 миллионов акций сети ритейла «Магнит» от банка ВТБ компании «Марафон Групп» удивила. Еще совсем недавно ВТБ приобрел около 30% «Магнита» у основателя сети Сергея Галицкого, и вот теперь перепродает часть, причем, по словам представителей ВТБ, с прибылью. Общая стоимость пакета «Марафона», по словам основного владельца компании Александра Винокурова, составляет 62,5 млрд руб. Именно стоимость, а не цена покупки, которая остается секретной.

Что ж, если сделка совершена по цене выше рыночной, то ВТБ действительно в плюсе: 12 млн акций – это 11,82% «Магнита», а в феврале ВТБ приобрел 29,1% акций за 138 млрд рублей. Несложная пропорция подсказывает, что банк покупал акции «Магнита» исходя из стоимости компании в 474,2 млрд руб., а продавал уже при оценке 528,8 млрд.

Кстати, своих денег на покупку у Винокурова не было: сделка профинансирована за счет кредита все у того же ВТБ.

За неделю до этого «Магнит» принял решение выплатить дивиденды за 2007 год в полном объеме, несмотря на нестабильное финансовое положение компании. Это поможет ВТБ, а теперь и Винокурову, сразу получить серьезные суммы от полученного бизнеса. Бывший запред Центробанка Сергей Алексашенко прямо заявил, что «банк начал доить "Магнит"».

ВТБ в роли прокладки

Представители ВТБ сообщили, что как только они приобрели крупный пакет «Магнита» у Галицкого, их тут же засыпали предложениями переуступить долю, и вот сейчас, три месяца спустя, они согласились на одну из возможных сделок. В этом позволительно усомниться. Продажа пакета стоимостью миллиард долларов, да еще социально значимого и медийного актива, да еще и с одобрением кредита – дело не быстрое. Резонно предположить, что еще во время переговоров с Галицким топ-менеджеры ВТБ уже знали, что действуют отчасти в интересах Винокурова. Эта схема не нова – достаточно вспомнить покупку «Юганскнефтегаза» (ЮКОС) незабвенной компанией «Байкалфинансгруп», которая выиграла аукцион у «Газпром нефти», не сделавшей ни одной ставки, а через три дня была куплена «Роснефтью» за 10 тысяч рублей.

Если доля Винокурова в «Магните» будет и далее нарастать за счет пакета ВТБ, это послужит косвенным доказательством такого предположения. Что мешало «Марафону» самостоятельно приобрести «Магнит» у Галицкого – вопрос другой; в конце концов, эксцентричный краснодарский бизнесмен мог просто отказаться заключать сделку с Александром Винокуровым, репутация которого оставляет желать лучшего.

В интервью РБК Винокуров сообщил, что Галицкий не знал о подготовке сделки, но надеется встретиться с ним, потому что «только сильнейший бизнесмен мог построить такую компанию».

Три источника могущества

Это типично российский сценарий: сильнейшие бизнесмены строят компании, а потом влиятельнейшие бизнесмены приходят на все готовое. Осуществляется это разными способами: от откровенного рейдерства до вежливых предложений, от которых невозможно отказаться. Винокуров считается высококлассным специалистом по всему спектру этого специфического бизнеса. О деятельности этого молодого любителя стильных галстуков мы уже не раз подробно писали: история поглощения конкурентов и «СИА Интернейшнл», работа в группе «Сумма» олигарха-арестанта Магомедова, стремление монополизировать весь аптечный рынок Москвы и Петербурга… Здесь только напомним, что Винокуров тесно связан с X5 Retail Group («Пятерочки» и «Перекрестки») через группу «Альфа» и вполне может действовать в интересах этого ритейлера. А в 2010 году Александр Семенович имел прямое отношение к жесткой атаке на головной офис сети продуктовых гипермаркетов «Лента». Так что «Магниту» повезло – с ним обходятся мягко.

У столь широкой свободы действий Винокурова есть три основные причины.

Отец Александра, Семен Винокуров, – крупный аптечный деятель еще советского разлива, партнер эксцентричного бизнесмена Шабтая Калмановича (чье убийство так и не раскрыто), бывший директор ГУП «Столичные аптеки». Неудивительно, что в последние годы, после ряда экспериментов, Винокуров-младший сосредоточился именно на аптеках.

Жена Александра, Екатерина Винокурова, в девичестве носила фамилию Лаврова. Ее отец – министр иностранных дел России.

Есть у Винокурова и еще одна замечательная связь. На сей раз не родственная, но производственная. «Марафон Групп» Винокурова не так давно начала развивать сеть аптек с пышным названием «Мега фарм». Совладельцем этой сети является также компания «Фармапт», принадлежащая… Анастасии Игнатовой, падчерице фактического хозяина «Ростеха» Сергея Чемезова! А ведь именно с «Ростехом» создает «Марафон» совместного фармакологического гиганта на основе «Нацимбио», монополиста на российском рынке вакцин и препаратов крови. Оппозиция любит называть это «наследственной аристократией», что, конечно, ложь и наветы: настоящие аристократы калоприемниками не торгуют.

* * *

Что до ВТБ, то в принципе банк все сделал правильно – если, повторимся, он действительно продал акции с прибылью, что при связях Винокурова далеко не очевидно. Задача кредитной организации – зарабатывать деньги. Купили «Магнит», выписали самим себе максимальные дивиденды, продали «Магнит» подороже. Профессиональная работа. Тем более, что в нынешних реалиях крупного российского бизнеса, участие в такого рода сомнительных сделках не несет никакого ущерба деловой репутации.

Полная версия