Москва
3 января ‘25
Пятница

Майский указ Путина: анатомия утопии

Президент России в очередной раз озадачил правительство трудновыполнимыми задачами.

7 мая 2018 года Владимир Путин подписал свой первый указ на новом старом президентском посту. Это документ из 17 статей, устанавливающий основные цели развития страны до 2024 года, когда подойдет срок очередных президентских выборов.

Указ основан на проекте Стратегии развития России до 2024 года, подготовленном Центром стратегических инициатив (об этой халтурно написанной утопии вы можете почитать здесь).

16 статей Указа начинаются со слов «Правительству», 17-я гласит: «Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования». Что ж, на то и исполнительная власть, чтобы исполнять указы вышестоящей.

Главное содержание Указа можно сформулировать очень кратко: «Как же сделать, чтоб всем было хорошо». Мы выделим здесь ключевые параметры и попытаемся понять, какую лапшу повесят на наши уши в 2023–2024 годах, когда придет пора отчитываться о выполнении планов.

«Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации» – здесь все просто, официальная статистика полностью подконтрольна правительству, а международные независимые оценки численности населения очень зыбки.

«Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» – то же самое, проверить фактически невозможно, никто, кроме власти, не может собрать данные со всех моргов.

«Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации» – правительство Медведева что-то подобное уже делало, тут ведь достаточно поиграть с прожиточным минимумом. В регионах этот параметр используют для сокращения социальных выплат.

«Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно» – по правилам точку после «млн» не ставят, ну да им наверху виднее. Семья – это в среднем даже по скромным нормам хотя бы 30 кв. м в среднем, то есть нужно 150 млн кв. м. В 2017 году в стране было построено 1,131 млн квартир общей площадью 79,2 млн кв. м. Ровно 10% – в Москве и области. Разумеется, «вторичку» никто не отменял, но кто-то же должен ее освободить, то есть тоже переехать, причем не за границу (см. рост численности населения). В Москве в 2017 году зафиксировано 123,9 тыс. сделок на этом рынке, по Московской области точных данных нет, но если предположить, что это, как и на рынке новостроек, сопоставимая цифра, а суммарно они дают 10% от российского объема, то можно говорить примерно о 2,5 млн сделок по России. Есть еще загородная недвижимость, тут тоже беда со статистикой, но в самом насыщенном предложениями регионе – Московской области – за год зафиксировано не более 15 тыс. сделок, капля в море. Таким образом, можно смело говорить о том, что показатель в 5 миллионов может быть достигнут только на бумаге.

«Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» – очень нужная опция, только продвигают ее иногда перректально. Скажем, введение интернет-записи к врачам лишило большую часть населения вообще возможности пользоваться медицинскими услугами иначе как через вызов «скорой помощи».

«Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира» – не указано, по какому параметру, что оставляет возможность поиграть при подведении итогов. Скажем, по ВВП в абсолютных цифрах Россия находится сейчас на 11–12 местах, но если пересчитать этот показатель по покупательной способности населения, то мы уже шестые, и до Германии рукой подать… достаточно лишь снизить покупательную способность населения.

Это был первый пункт, основные задачи. Далее идет детализация.

Из второго пункта мы узнаем, что правительство должно до 1 октября утвердить основные направления своей деятельности и источники финансирования этой деятельности.

Следующие пункты детализируют поставленные в начале документа задачи.

Выделим некоторые из них:

«Увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом». Сейчас Минспорт говорит о 34,2%, зато ВЦИОМ – о 75%. В общем, не поможет статистика – выручат опросы!

«Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей» – вообще-то таких механизмов уже несколько, что имеется в виду, непонятно.

«Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» – сами создали дефицит, сами его ликвидируем, очень по-русски.

«Упрощение процедуры записи на прием к врачу» – см. выше.

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» – как бы не свелось это исключительно к профилактическому применению пенитенциарной стороны воспитательного процесса в виде казачьих нагаек и золотых пистолетов. Вообще, в разделе «Образование» самые туманные и бессмысленные формулировки всего Указа.

«Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8%» – волшебный целевой ориентир 8% действительно стал доступен, правда, только благодаря правительственным субсидиям, выгоду от которых получает банковская система.

«Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн квадратных метров в год», то есть в полтора раза по сравнению с нынешним показателем. Вопрос лишь в том, кто будет эти метры покупать – население не богатеет. Но при стабильном экономическом росте добиться целевого показателя возможно.

«Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза» – отличное пожелание, которое, однако, можно трактовать как угодно.

«Снижение административной нагрузки на застройщиков» – эта задача уже почти решена в Москве и области: неугодные застройщики просто выдавливаются с рынка, а на «своих» никто и не давит.

«Сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое» – очень странное пожелание от человека, который только что сократил водоохранную зону Байкала в десять раз, потому что «местным жителям негде пасти скот».

«Увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.)». Вчитались? Попробуйте еще раз. Через шесть лет только половина наших региональных дорог должна соответствовать обязательным для них требованиям. Причем половина от объемов 2017 года, на прирост дорожного покрытия эта задача не распространяется. В общем, две главные беды России пролонгированы на неопределенный период.

«Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом» – достаточно просто. Можно лишь отчитаться о снижении количества этих мест. Президент по Волгоградскому проспекту в Москве не ездит.

«Доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов» – и это требование будет выполнено. Проблем-то – отремонтировать 85% дорог к моменту отчета об успехах. То, что следующей весной асфальт снова сойдет вместе со снегом, не считается – это будет уже новый президентский цикл.

«Доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов» – проще говоря, сейчас акцизы до бюджетов не доходят. Учитывая преобладающую роль государства в этой сфере, это кажется особенно странным, если не знать, что «Роснефть» и «Газпром» – государства в государстве со своими обычаями, законами и армиями.

«Создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики». Вот это очень хороший пункт – его легко проверить. Понятно, что сами мы можем назвать центром мирового уровня даже педуниверситет имени Крупской, но наши представления легко проверить по западным публикациям. Очень хочется надеяться, что хотя бы половина заявленного будет претворена в жизнь. Выделить деньги на создание мы можем, но вот найти кадры требуемого уровня не так просто…

«Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом». В 2017 году, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, данный параметр составил 2,1%. Уже бывший вице-премьер Аркадий Дворкович оценил ее в 3%. В Китае этот показатель оценивается в 30,3%. В развивающихся странах в среднем по миру – в 4,9%. Как видим, цель достижима за счет исключительно низкого старта.

«Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями» – это будет адаптированный международный Linux, ничего другого мы не придумаем, да и незачем. Как это происходит, можно понять по истории дистрибутива BolgenOS.

«Продвижения талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания национального молодежного симфонического оркестра» – оркестр мы создадим! Вот оркестр мы точно создадим и повысим тем самым процент исполнения пунктов Указа.

«Создание виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации» – неплохой процент, в России всего 1100 городов. Собственно, банальный кинотеатр вполне можно назвать виртуальным концертным залом – подсоедини проектор к интернету да транслируй картинку. Весь этот проект, в котором сейчас участвует более 100 городов, выглядит типичным бюджетным пылесосом.

«Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек» – хорошая задача, достичь которой планируется через «обеление» самозанятых, к которому предыдущее правительство так и не смогло подступиться.

«Ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» – еще один хороший параметр, который нетрудно отследить. К сожалению, банальная инфляция может обеспечить выполнение данной задачи без всяких усилий со стороны правительства. Напомним, что заметную часть прошлых майких указов выполнил обвал рубля 2014–15 гг.

«Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – этот пункт переходит из программы в указ, из поручений в постановления вот уже почти тридцать лет (с кооперацией даже больше). Однако президент констатирует, что никакой поддержки нет.

«Достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения – 50 млрд. долларов США в год и продукции агропромышленного комплекса – 45 млрд. долларов США в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд. долларов США в год». Смелое заявление, учитывая, что объем экспорта России в 2017 году составил всего 359,1 млрд долларов, из них 63,2% пришлось на топливно-энергетический сектор. Задачу можно смело считать невыполнимой, если, конечно, доллар не рухнет в стиле российского рубля.

«Сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до семи дней» – самый проверяемый пункт. Готовим тестовые контейнеры к 2024 году!

* * *

Кстати, становится понятно, почему именно Дмитрий Медведев возглавил старое новое правительство. Остальные – в частности, Сергей Собянин и Алексей Кудрин – просто отказались подписываться под столь неадекватными задачами. Да-да, мы помним, что именно люди Кудрина и помогали эти задачи формулировать, ну так формулировать – не мешки ворочать…

Полная версия