Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Одинокий Ми-2 против целой «Нордавиа»: чем закончится воздушная битва?

Судебные претензии сейшельского офшора к «Нордавиа» приобретают все более фантасмагорический характер. При этом своя правда есть у всех враждующих сторон.

Сейшельская офшорная компания World Best Trade выдвинула очередной иск к российскому авиаперевозчику «Нордавиа». Сейчас сейшельцы требуют 528,8 млн руб., первое заседание по этому делу состоится 18 апреля. Издание The Moscow Post напоминает, что прошлый иск, на 639 млн руб., был отклонен 20 марта. Предысторию этого конфликта INFOX.RU подробно освещал в июле 2017 года: тогда, например, аффилированный с «Нордавиа» Red Wings отменил все полеты из Мурманска, фактически закрыв северянам путь к летнему солнышку.

Если вы прочли наши ссылки, то понимаете, что эти сотни миллионов – не главное. «Нордавиа», помимо этого, должна сейшельцам 10,4 млрд руб., и как эту задолженность отменить или выплатить, неясно. В самой «Нордавиа» говорят, что вся сумма активов компании меньше задолженности в сто раз. Ребята, конечно, прибедняются, но выплатить эти деньги они действительно не в состоянии.

История «Нордавиа» типична для предприятий «путинской» волны приватизации. До 2011 года компания была дочкой полугосударственного «Аэрофлота», а потом ее приобрел «Норникель» Владимира Потанина (весьма колоритный персонаж) – частично для удовлетворения собственных потребностей в авиаперевозках, частично для диверсификации бизнеса. Но авиационная отрасль – очень специфическая, просто так, с улицы, зайти в нее нельзя, и менеджеры «Норникеля» откровенно не знали, как там работать. Зато они очень хорошо знают, как испортить жизнь всем вокруг. В 2016 году «Норникель» сделал финт ушами – продал отдельно компанию и отдельно ее долги.

Предприниматель Сергей Кузнецов купил крылатый актив всего за 15 миллионов долларов – копейки, конечно, но он прекрасно осознавал, что компания отягощена задолженностями. А задолженности эти попали как раз к World Best Trade, которую молва упорно связывает с Дмитрием Чертоком, отец которого Владимир работает зампредом Ростанснадзора. Причем заплатили «сейшельцы» всего 850 тысяч долларов – в 230 раз меньше номинала долга! Даже коллекторы, выкупая наши безнадежные долги у банков, платят заметно больше.

Черток-младший не отрицает наличия договоренностей между ним и Кузнецовым – что он на заемные деньги (откуда у сына крупного чиновника свои?) выкупил долги «Нордавиа», чтобы они не попали в более настойчивые руки. Взамен, по словам Кузнецова, Черток хотел получить две подконтрольные «Нордавиа» компании – «Поликлинику "Авиаторов"» и «Норд текник». Их общая стоимость оценивается в 48 млн руб., но Черток, судя по всему, приобрел контроль над ними безвозмездно. В 2017 году на эту тему даже было возбуждено уголовное дело, но особого прогресса там пока не видно.

Сторона «Нордавиа» утверждает, что единственная цель World Best Trade – просто прибрать авиакомпанию к рукам. Тем более что по итогам 2017 года перевозчик наконец-то показал прибыль: в России все еще можно зарабатывать авиаперевозками.

Недоброжелатели Чертока напоминают, что он давно вынашивает планы создания собственной компании на этом рынке – так, в 2017 году он говорил о некоей N8 Airlines на базе «Симаргла». Все бы хорошо, но в парке «Симаргла» всего один летательный аппарат – вертолет Ми-2, разработанный более полувека назад. Правда, Дмитрий Владимирович не считает это проблемой – он анонсировал приобретение бразильских Embraer ERJ145, европейских Airbus A320 и/или американских Boeing 737. Что ж, чем больше авиакомпаний – тем лучше пассажирам, так что намерения Чертока можно только приветствовать.

С другой стороны, неясно, есть ли у него деньги на такой лизинг. Если бы дела у Чертока шли хорошо, вряд ли суд арестовал бы активы его компании «Сервис-Лайн». Вообще, у Дмитрия репутация крайне прижимистого бизнесмена, который очень не любит платить кому бы то ни было. Ситуация с его компанией «Сервис-ВС» (забавно, что критики Чертока упорно называют ее «ВС-Сервис», видимо, перепечатывая «компромат» друг у друга) дошла до прямой линии президента – сотрудников, обслуживавших воздушные суда во Внукове, не устроило резкое сокращение кадров, жаловались они и на долги по зарплате. Было возбуждено уголовное дело, но его результаты неизвестны.

Понятно, что сам Дмитрий – фигура не более самостоятельная, чем Артем Чайка, Алексей Рогозин или даже Ксения Собчак. Все его действия, внешне хаотичные и бессмысленные, жестко контролируются отцом. К тому моменту, когда Владимиру Чертоку придется покинуть свой пост (а никто еще не занимал пост заместителя руководителя Ространснадзора вечно), у него должна быть полностью готовая и управляемая авиаимперия – своеобразный пенсионный фонд для одной семьи. И складывается ощущение, что основой ее будет все же не одинокий Ми-2, а многострадальная «Нордавиа».

А может быть, Черток говорит правду и за сейшельским офшором стоят совсем другие люди. В таком случае скоро им придется выйти на сцену...

Полная версия