Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Как семейство Воробьевых растворилось в кипрских офшорах

Успешная и легальная коммерческая деятельность родственников сенатора Юрия Воробьева сменилась работой через сомнительные зарубежные компании с неназываемыми владельцами.

Объявленная когда-то Владимиром Путиным кампания по «деофшоризации экономики» и «национализации элит» рухнула эффектнее, чем заброшенная телебашня в Екатеринбурге. Судя по всему, громкие высказывания Владимира Владимировича были рассчитаны на доверчивых избирателей, а не на реальные элиты. Потому что, например, родственники губернатора Московской области Андрея Воробьева положили на намерения Путина ржавый болт размером с ту самую 220-метровую башню.

Ген удачи

Андрею Юрьевичу повезло в жизни. Все его родственники оказались очень талантливыми бизнесменами, у которых что ни сделка – то удача. Следы подмосковных денег можно найти в офшорах по всему миру, полагают журналисты «Устава». Да, этих людей сложно найти в списках Forbes, зато они очень успешно получают государственные заказы. Семейство Воробьевых успешно слилось с системой освоения регионального и федерального бюджетов.

Само по себе это и ни плохо, и ни хорошо. Государственный заказ существует, система тендеров функционирует, и кто-то должен на них побеждать и выполнять нужные стране работы. Не исключено, что предприятия людей, входящих в окружение Воробьева, делают это и качественнее, и дешевле, чем их конкуренты.

Но проверить это невозможно – конкурентам тут не место.

Красноярск – Москва – Вологда

Андрей Юрьевич Воробьев появился не на пустом месте – как и большинство представителей современной номенклатуры, он из семьи номенклатуры советской, той самой, против привилегий которой поднялся Борис Ельцин и постепенно разрушил Советский Союз. Юрий Воробьев в 1980-х работал инспектором в Красноярском крайкоме КПСС – должность приятная, но небольшая. Потом он познакомился с Сергеем Шойгу и, не имея на тот момент никакого отношения к спасательской деятельности, начал резкий рывок вверх: первый замминистра по чрезвычайным ситуациям, глава нескольких межведомственных комиссий, огромные связи… С 2007 года Юрий Леонидович заседает в Совете Федерации (почему-то от Вологодской области), где является заместителем Валентины Матвиенко. Интересно, что его старший сын Андрей какое-то время одновременно с отцом тоже был зампредом в парламенте, правда, в нижней палате, где в 41 год возглавлял фракцию «Единой России».

Одновременно Воробьев-старший и его окружение занимались бизнес-проектами. Начинали они с малого – импортировали из Норвегии минтай и продавали его здесь. Потом их интересы существенно расширились. Так, Людмила Воробьева, жена Юрия Леонидовича, стала учредителем группы компаний «Гранд Лэнд», занимающейся венчурными инвестициями и посредническими услугами – в общем, нематериальной и трудно формализуемой деятельностью, которая, однако, может очень дорого стоить.

Ранее, по некоторым данным, Воробьева была также соучредителем ООО «Барвиха-4» – наряду с Сергеем Матвиенко, сыном своей матери. Впоследствии ООО присоединили к АО «Дрим Хаус», где оба учредителя – кипрские компании «Панкрасс Лимитед» и «Кентон Холдингз Лимитед». «Дрим Хаус» – интересная организация: с уставным капиталом в 10 тысяч рублей не так-то просто добраться до оборота в 500 миллионов и чистой прибыли почти 300 миллионов (55–60% от оборота!).

Дорогой Максим Юрьевич

Максим Воробьев, младший брат Андрея, – самый активный в семье бизнесмен. Он считается сооснователем известной ГК «Русское море». Там тоже все интересно: скажем, одним из учредителей входящего в группу «Ррк Холдинга» является Сергей Дарькин, бывший губернатор Приморья. Судя по всему, именно он посоветовал создать в рамках группы еще и ООО «Примкраб», где Максим Воробьев также засветился как один из учредителей. Очень не хочется бывшему губернатору упускать из рук контроль над экспортом крабов, не добитых за время его правления. Еще одна компания «Русского моря» – АО «Русская Рыбная Компания», учредитель которой – кипрская «Avrora Industries Limited». Эти «киприоты»» засветились также среди учредителей ООО «Русская Рыбопромышленнная компания», одной из самых успешных частей мощного холдинга.

С такими родственниками и друзьями Андрею Воробьеву полагалось бы стать главой какого-то приморского региона, но не рыбой единой жива семья. Известно, что в 2011 году Максим Воробьев стал членом совета директоров «Стройтрансгаза» (Геннадий Тимченко), а это уже совершенно другая история. Вообще, у Максима Юрьевича чрезвычайно разнообразные бизнес-интересы. Он вроде бы был среди совладельцев банка «Санкт-Петербург», среди учредителей ООО «СПб-Реновация», но сейчас его имени там нет. Кстати, «СПб-Реновация» сейчас принадлежит… кипрской компании «Ритенсел Энтерпрайзес Лтд». То же случилось и с ООО «Главстрой–СПб», которое раньше связывали с Воробьевым-младшим, а сейчас оно принадлежит неведомой зверушке «Фенестрария Консалтантс Лимитед». Родом, разумеется, с Кипра.

Максим Воробьев являлся учредителем минимум восьми российских компаний, а уж сколько офшоров – и упомянутых, и иных – принадлежит семье Воробьевых, доподлинно неизвестно никому, кроме, вероятно, теневых бенефициаров этого разветвленного бизнеса. Ибо не бывает у нас так, чтобы одна семья, да еще и находящаяся в вассальной зависимости (вспомните, сколько раз ее члены занимали посты заместителей), могла беспрепятственно вести дела на широкую ногу и при этом ни с кем не делиться.

Дядя и его сыновья

Необычайно талантлив еще один представитель семейства, дядя подмосковного губернатора Сергей Воробьев. Он начал в 1990-х с кондитерского бизнеса, а потом распространил свои интересы на другие сферы. Воробьев-дядя в разное время был учредителем минимум 10 фирм, среди которых следует выделить «Юс Приватум», чья основная специализация – регистрация иностранных юридических лиц. Странное занятие для брата и дяди крупных чиновников, которые вроде бы должны быть заинтересованы в возвращении бизнеса на родину. Сейчас «Юс Приватум» формально принадлежит другому лицу, но по-прежнему торгует готовыми офшорными фирмами и открывает для них счета. Заходите, дорогие чиновники, покупайте, выводите свои капиталы куда душа пожелает!

У Сергея есть сын Артем; «Устав» называет его племянником губернатора, но это все же двоюродный брат. Учредитель (в настоящее время или ранее) минимум шести фирм, бывший гендиректор венчурно-инвестиционного ООО «Раздоры-Сити». Раздоры, между прочим, находятся в Московской области, в составе сельского поселения Барвихинское (вспомним «Барвиху-4» тетушки Артема Сергеевича). Партнерами Артема Воробьева называют Давида Якобашвили, Сергея Матвиенко и любимца московской мэрии Гавриила Юшваева.

Добавим, что бизнесом занимаются и другие двоюродные братья подмосковного губернатора – Дмитрий Сергеевич Воробьев и, самое интересное, Максим Сергеевич Опети, который женился на француженке, принял французское гражданство и сменил фамилию. Правильно сделал, а то Воробьевых слишком много.

Дорога под землю

По состоянию на 2012 год Воробьевы контролировали немало бизнес-проектов на территории Московской области, однако сейчас все эти активы записаны на других лиц. Интересно, что деловым партнером Воробьевых был тогда Дмитрий Голубков, возглавляющий ныне АО «Мособлгаз». Вообще, хорошо видно, как в 2013–15 годах Воробьевы начали переписывать свое имущество на «зицпредседателей» и выводить активы в офшоры. Это связано с ужесточением правил ведения бизнес-деятельности чиновниками (точнее, фактическим запретом на такую деятельность) и участившимися проверками сделок по госконтрактам на предмет заинтересованности заказчика в подписании договора с данным конкретным поставщиком.

Разумеется, не исключено, что в ряде случаев имела место честная продажа актива и полный выход из числа бенефициаров того или иного бизнеса. Но почему-то тогда же из открытых источников начали пропадать сведения о контролируемых Воробьевыми организациях. Фактически на наших глазах было совершено погружение в мрак и тишину огромной сети коммерческих проектов, создана подпольная империя родственников губернатора, тесно переплетенных в противоестественных объятиях со структурами семей Шойгу, Матвиенко и многих других невидимых миру бизнес-гениев.

А может быть, нам, напротив, вывести их из тени, легализовать и посадить на государственные должности? А то у Андрея Воробьева острейший кадровый кризис: он назначает руководителями районов настолько кромешных граждан типа новоявленного главволоколамца Асфана-Андрея Вихарева, что страшно становится. А был бы там какой-нибудь Сергей, Максим, Дмитрий или другой Максим – глядишь, с их талантами и удалось бы преодолеть кризис в регионе.

Есть,впрочем, и обратный путь: посадить в кресло губернатора Подмосковья какого-нибудь офшорного киприота. Хуже точно не будет.

Полная версия