Как пилят на создании уроков для «Российской электронной школы»
INFOX.RU подсчитал, сколько на самом деле стоит сделать видеоурок, за который «Просвещение» берет сумасшедшие деньги.
Кажется, совсем недавно, уже при новом руководстве, Минобразования с большой помпой объявило о создании целевой программы «Российская электронная школа». Пора было идти в ногу со временем, и министерство инициировало подготовку примерно 12 тысяч часов интерактивных видеоуроков от лучших учителей страны. Правда, «на основе федеральных государственных образовательных стандартов», изрядно удивляющих своей косностью, но и это гораздо лучше, чем ничего.
Первые результаты не заставили себя ждать. ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (когда-то над большевиками смеялись за нелепые аббревиатуры, но до таких сокращений и они бы не додумались) подготовило уроки для учащихся пятых и шестых классов. Их можно «посетить» практически с любого гаджета: отличный преподаватель, продуманная графика, не позорный дизайн. Начало было отличным.
Но продолжения не последовало. Точнее, процесс производства современного контента переместился из хороших школ на сайт госзакупок, с грустью констатирует агентство «Руспрес». Действительно, зачем работать самостоятельно, если можно просто заплатить деньги кому-то очень хорошему? Так работают все министерства, так работают и крупные корпорации – негоже скромным чиновным педагогам нарушать традицию. В конце лета 2017 года появился конкурс по созданию уроков в рамках «Российской электронной школы», который выиграл кипрский офшор Prosveshcheniye Holdings Limited через свою российскую «дочку» АО «Издательство «Просвещение», которое по чистой случайности возглавляет Владимир Узун, известный как хороший личный друг Ольги Васильевой, министра образования.
Этот Владимир Ильич, как и более известный его тезка, прекрасно умеет делить чужую собственность и деньги в своих целях. Вот и в данном случае полученные средства пошли на что угодно, только не по прямому назначению. Наиболее точное определение видеопродукции «Просвещения» – «сверстанные на скорую и кривую руку слайд-шоу с закадровой озвучкой загробным голосом». Никакого сравнения с первыми образцами. Разница, как между удачным трейлером и провальным фильмом.
Вы можете легко сравнить уровень трудозатрат и качества итогового продукта самостоятельно, скажем, на примере географии. Вот тот самый «трейлер» для пятого класса, а вот какие-то офисные презентации, выдаваемые за урок для девятого. Заставку, правда, оставили ту же.
Заметен контраст и в уроках литературы: живая лекция для пятого класса и набор картинок для восьмого.
Российская академия образования (РАО), впрочем, оставила положительный отзыв и на этот продукт. Неудивительно – заместитель президента РАО Виктор Басюк имеет давние деловые связи с АО «Издательство «Просвещение», через субподряд помогая ему выполнять заказы Минобразования. Подробный список возможных коррупционных связей офшора Prosveshcheniye Holdings Limited невероятно велик – действительно, издательство-монополист, без проблем выводящее полученную от российских школ прибыль за рубеж, не может не интересовать чрезвычайно авторитетных во всех смыслах граждан. Скажем, за финансовую часть комбинации отвечает замминистра образования по финансам Валентина Переверзева, которую называют ставленницей Гавриила Юшваева, более известного как Гарик Махачкала. Известно, что он отсидел девять лет за разбой, а сейчас сильно любит московскую мэрию и эффектные перестрелки.
«И эти люди запрещают мне ковырять в носу?» – возмутился бы самый известный российский школьник Вовочка.
Программа «Российская электронная школа» фактически провалена. Себестоимость создания каждого «урока», по оценкам специалистов, не превышает двух тысяч рублей – как максимум час работы бильд-редактора и копирайтера, по полчаса – программиста и дизайнера, несколько минут – диктора (независимо от того, является ли он каким-нибудь заслуженным учителем). Слаженная команда из семи специалистов со средней зарплатой, таким образом, способна штамповать по 16 интернет-уроков в день: судя по качеству продукта, именно так и происходит. Кстати, сроки создания продукции подтверждают это: всего за три месяца «Просвещение» должно было сделать интерактивные уроки чуть ли не по всей школьной программе. Сроки, правда, удалось немного сдвинуть, но факт нереальной производительности налицо. Никакого творчества не осталось.
Сумма договора между министерством и «Просвещением» убрана из открытых источников, но по некоторым сведениям составляет 457 миллионов рублей. Непосредственные исполнители, как видим, получили копейки: даже 10 тысяч уроков – это всего 20 миллионов рублей. Чистая прибыль господина Узуна и его партнеров – не менее 4/5 от суммы контракта, а скорее всего, много больше. И было бы, конечно, странно, если бы эти благородные доны не поделились долей прибыли со своими кормильцами.
Вы, кстати, не задумывались, почему тысячи школьников и выпускников ходят на митинги Алексея Навального? Дети остро чувствуют фальшь, а когда специалисты по распилу и офшорной экономике начинают заливать о патриотизме, это вызывает только тошноту. Так что в некотором смысле Ольга Васильева и Владимир Узун работают сейчас на будущие беспорядки в стране. В случае чего всегда успеют скрыться на каком-нибудь Кипре.