Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

На чей карман работает государственный банк ВТБ?

Ведомство Андрея Костина заключает сомнительные сделки с компаниями своих сотрудников и собственными «дочками».

Элиту России – политическую и финансовую – можно разделить на несколько групп по степени публичности. Кому-то нравится покрасоваться на публике, кто-то строго соблюдает неприметность и по возможности анонимность, а кому-то удается счастливо совмещать обе эти возможности. Таков руководитель группы ВТБ Андрей Костин – вроде бы и не прячется, на слуху, активно выступает на форумах и комментирует текущие события… И в то же время он незаметен. Про него не вспоминают, перечисляя жутких «олигархов» или злокозненных «топ-менеджеров», его не цитируют при обзорах важнейших событий… Костин – человек без свойств, человек-невидимка, и его полностью устраивает такое положение вещей.

В 1996 году он возглавил Внешэкономбанк, а после ряда реструктуризаций оказался в кресле главы Внешторгбанка (ВТБ), которое занимает с 2002 года…

Андрей Костин внимательно относится к своей репутации – так, журналисты «Компромат Групп» считают его невидимость рукотворной: они утверждают, что негативные сведения об Андрее Леонидовиче чаще обычного исчезают из сети, словно по мановению какой-то действительно невидимой руки. И ему определенно есть что скрывать…

Недоброжелатели Костина, надеющиеся на карающую руку президента, любят называть его либералом, оппозиционером и «предателем под боком Путина». Это, конечно, ерунда от начала до конца – Андрей Леонидович такой же выходец из КГБ, как и сам Владимир Путин, и эти два специалиста прекрасно понимают друг друга.

Да, в МГУ Костин дружил с Петром Авеном, был знаком с Игорем Юргенсом, Сергеем Игнатьевым, но все эти «либералы» – вполне системные люди, прошедшие проверку временем, деньгами и властью. В 1990-х будущий глава ВТБ завязал знакомство с опытными банкирами Сергеем Бажановым и Сергеем Дубининым, чуть позже – с эксцентричным Александром Лебедевым (Костин набирался опыта в его Национальном резервном банке). В начале 2000-х Костин установил хорошие связи с премьер-министром Михаилом Касьяновым – в общем, всегда поддерживал тех, кто в силе.

Дубинин считается «крестным отцом» Костина. Сергей Константинович занимал пост председателя Центробанка в крутых 1995-98 годах. Именно при нем был продуман и осуществлен легендарный дефолт, отбросивший страну на несколько лет назад, именно при нем Костин получил назначение в ВЭБ. Долг платежом красен – много лет спустя мы увидели Дубинина в кресле председателя наблюдательного совета ВТБ. Девяностые годы никак не отпустят десятые… Существует предположение о том, что Костин просто не мог отказать Дубинину в уютной синекуре – слишком много знает об Андрее Леонидовиче организатор его сказочного роста.

А чтобы Дубинину не было слишком голодно, он с 2011 года «работает» также членом совета директоров и советником «ВТБ Капитал» – дочки государственного банка. Отметим, что сам Сергей Константинович считается протеже не кого-нибудь, а лично Анатолия Чубайса, который вообще охотно сотрудничает со структурами ВТБ.

Можно подумать, что и сам ВТБ станет опорой банковского либерализма, но нет. Костин прямым текстом заявлял, например, что в России давать кредиты малому бизнесу бессмысленно: «Будут невозвратные долги. Есть потребление, есть спрос – будут деньги, нет потребления и спроса – зачем дешевыми деньгами заливать экономику?» Алексей Леонидович, как и другие топ-менеджеры госкомпаний, определенно путает государственные деньги с личными. Каким образом без устойчивого недорогого кредитования малый бизнес сможет обеспечить 40% российского ВВП к 2024 году (Послание президента к Федеральному собранию) – совершенно непонятно. Напротив, именно банки с серьезным государственным участием должны взять на себя тяжесть рисков по этой программе, без которой мы просто не сможем обеспечить занятостью всех трудоспособных россиян.

На что же тратит деньги ВТБ? Судя по всему, Костин очень любит спорт. В эту бездонную бочку банк вливает миллиард за миллиардом, совершенно не заботясь о возврате этих денег. Какой контраст с кредитованием малого бизнеса! А может, дело в любви не к спорту, а к деньгам?

Одним из значимых поставщиков Банка ВТБ является некое ООО «Сити Спорт» (контракты более чем на 2,5 млрд руб.), 76% которого принадлежит Никите Бажанову. При этом Никита Бажанов является также директором МК «ВТБ Ледовый дворец», то есть сотрудником Группы ВТБ. Получаем простой расклад: менеджер корпорации с преимущественно государственным участием создает себе отдельную контору и зарабатывает деньги за счет контрактов с тем же холдингом, где работает сам. Есть у него и другие организации, которые занимаются тем же самым – скажем, ООО УК «ЛДС», учредитель ООО «Спаринг Студия» (именно так, с одной «р»), у которого есть контракты с АО «УК «Динамо», существующим в основном на средства ВТБ.

Что это, как не грамотный вывод средств через доверенного человека? И едва ли сам господин Бажанов является главным бенефициаром этой схемы. Собственный капитал у «Спаринг студии» существенно меньше кредиторской задолженности, на которую и существует компания.

Банк ВТБ24 охотно проводит закупки и у ООО «Плаза», где банкирам удалось оставить 17 миллиардов рублей. Благодарное ООО при этом охотно сотрудничает с «ВТБ Страхование» как клиент и с другими предприятиями группы как подрядчик. В общей сложности Группа ВТБ заключила с «Плазой» контракты не менее чем на миллиард долларов, сообщает «Компромат Групп». При этом «Плаза» сама является дочкой группы, хотя охотно заказывает услуги у посторонних – скажем, АО «МПК» с двумя физическими лицами в качестве учредителей благодаря «Плазе» стало богаче на 600 миллионов рублей.

Вызывает вопросы и проект «Мультикарта». ООО «Мультикарта» принадлежит «Почта Банку» и Группе ВТБ, но в Группе решили не разоряться на самостоятельные разработки – бюджетные деньги по проекту создания национальной платежной системы ушли в ЗАО «Эн.Си.Ар.», NCR A/O (США).

Продолжать можно долго: какую сделку ВТБ ни возьми, везде видны признаки заинтересованности или халатности. Внешэкономбанк, от которого когда-то отпочковался ВТБ, уже допрыгался – компанию с трудом удалось спасти, а все руководство отправилось искать работу. Не случится ли того же и с любителями спорта из Группы ВТБ?

Полная версия