Кто и за какие деньги будет застраивать Москву в процессе реновации?
Столичные власти не просто так, не от широты души загоняют москвичей в программу строительства многоэтажных человейников вместо уютных невысоких домов.
Объединение людей на этнической почве в поисках денег или власти – далеко не новость для России. Вспомним, например, беглого донского казака Пугачева, сплотившего вокруг себя отребье из всех поволжских народов. Или белых, опять же, казаков-бандитов XX века в Сибири – Анненкова с его уйгурами, Соловьева с хакасами, Кайгородова с алтайцами. Впрочем, и их противники активно разыгрывали эту карту: на европейской части России большевики активно использовали латышей, на Урал привезли китайцев. В этом есть трезвый расчет: местные силовики могут дать слабину, тогда как у наемников-инородцев вероятность проявления сантиментов куда ниже. Об этом знает, кстати, и современная российская власть, разгонявшая дальневосточные митинги московским ОМОНом – ибо москвичи отличаются от «остальных россиян» уже сильнее, чем калмыки от поморов.
Что уж говорить о более мелком уровне – рэкета, воровства, наркотрафика. Во всем мире этим занимаются группы людей, говорящих на одном языке и/или выглядящих похоже – будь то черные банды Нью-Йорка или итальянские синдикаты Нью-Джерси. Лгут наши федеральные прокуроры, когда говорят, что у преступности нет национальности. Все четко поделено между этническими группировками, и, скажем, в деле вскрытия московских квартир абхазы и грузины, которым вроде бы предписано ссориться из-за политики, сотрудничают весьма продуктивно. Да и наркотики из солнечной Азии на Смоленско-Московскую возвышенность доставляют отнюдь не коряки с поморами. Так что опыт в этом деле наработан огромный.
Как вы уже догадались, мы будем сейчас говорить о московской реновации.
Назло рекордам
Портал «Свободная пресса» опубликовал предварительный список девелоперов, которые будут участвовать в программе – строить новое жилье для вынужденных переселенцев за государственный счет. Жилье, кстати, так себе: в домах, построенных до официального старта программы, все совсем плохо. Скажем, по данным РБК, в новостройке на Карамышевской набережной выпадают двери, осыпается штукатурка, протекают трубы. При этом «неустановленные лица» подгоняют переселение, угрожая устроить поджог. Состав преступления налицо, заявление в ФСБ есть, ведь действуют тут явно не квартирные воры или наркобароны: таких анонимных хунвейбинов нанимают иные инстанции.
Но бог с ней, с набережной, там просто результат заброшенной стройки, доведенной до сдачи откровенно в стиле тяп-ляп. Новые, проектируемые сейчас дома обещают быть высококачественными шедеврами архитектуры эконом-класса (выражение, запрещенное в Российской Федерации). Все тот же РБК пишет, что на проектирование первых 40 домов потрачено уже 2,8 миллиарда рублей – по 70 миллионов на здание, национальный рекорд для массового строительства. Причем из конкурсной документации следует, что высота домов будет до 100 метров (30+ этажей). Честно говоря, от этих данных растерялись даже видавшие виды журналисты. И вот почему.
Руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин совсем недавно на голубом глазу сообщил, что излишки жилья по программе реновации составят 10–20% – те квартиры, которые будут выставлены на рынке. Мы в INFOX.RU, однако, подсчитали, что при средней высоте новых зданий в 17 этажей (в такую наглость мало верилось) мы получим на 600 тысяч переселенцев миллион новых жителей: не 10%, а почти 60% излишков при сохранении прежней плотности застройки.
А тут – тридцать этажей! Предоставляем читателю самому подсчитать, сколько новых москвичей вселится в тридцатиэтажку, построенную на месте пятиэтажки.
Десять друзей Хуснуллина
Видим, вам не терпится, вы твердите: «Имя, сестра, имя!» Кто станет выгодоприобретателем, чей слух усладит звон монет, принесенных «новыми москвичами», самыми активными и успешными жителями Екатеринбурга, Махачкалы, Новосибирска, Грозного, Красноярска, Нальчика, Самары, Владикавказа, Казани? Кому удалось выиграть конкурс на проектирование высоток за столь солидные деньги?
18 февраля прошли конкурсы по проектированию первых двадцати домов. 10 взял себе АО «Москапстрой» (Марат Хафизов), 9 – МФС-ПИК (ГК ПИК, Сергей Гордеев), один, самый высокий, – ООО «Регионжилстрой». В подавляющем большинстве случаев победа была одержана ввиду отсутствия противников: другие компании подавали документы, но не были допущены к конкурсам. Эксперты полагают, что результаты конкурса были известны заранее.
Но 70 миллионов за проектирование дома – это ерунда, это стоимость десятка квартир, а продать планируется сотни тысяч. Согласно ряду журналистских расследований, конкурсы на право застройки предоставленных городом участков, помимо указанных компаний, будут с пугающей регулярностью выигрывать:
- Альберт Суниев («Управление экспериментальной застройки микрорайонов»);
- Дамир Газизов («Управление гражданского строительства»);
- Максат Шеммедов и Ильдус Минниханов («Центроград»; Минниханова называют близким родственником одного столичного вице-мэра, о котором ниже);
- Рашид Нуруллин («Ай Пи Групп»);
- Михаил Вагайцев («Строительно-монтажная корпорация», многолетний партнер видного татарстанского строителя Марата Кушаева);
- Бабек Гасанов («Небоскреб ГБ»).
Ряд других компаний, по мнению СМИ, контролируется членами семьи руководителя московского стройкомплекса Марата Хуснуллина.
Всех этих людей объединяет то, что они говорят на одном языке – языке Марата Шакирзяновича Хуснуллина, который пришел в застроенную по самое не балуйся Москву и ухитрился найти там новые площадки для строительства. Рекреационые, экологические, эстетические нормы, которыми хотя бы внешне пытались руководствоваться Лужков и Батурина, были посланы в известное место за ненадобностью; прежние застройщики потеряли свои объекты, а на их место пришли друзья Хуснуллина. Архитектор Юрий Эхин полагает, что эти люди заработают не менее триллиона рублей на процессе реновации. За хорошее дело денег, в общем, не жалко, но судя по подготовленным документам, у москвичей в процессе реновации еще и отнимут землю под домами – она будет принадлежать не им, а Фонду реновации, который соответственно будет вправе творить на ней что угодно – например, снести 17-этажный дом и заменить его 30-этажным.
В целом город, по словам Хуснуллина, планирует потратить 3–3,5 трлн рублей на проект реновации; сумму откатов городским чиновникам Марат Шакирзянович при этом не назвал, но участники отрасли утверждают, что в столице она доходит до 50%.
Читайте также: Марат Хуснуллин. Неавторизованная биография почетного строителя
И заспорили славяне, кому строить на Москве
Деньги слишком вкусные – нет, по Марксу, такого преступления, на которое не пойдет капитал ради крупной прибыли. Отсюда и появляются анонимные поджигатели, фальсифицированные собрания и даже фирменные русские хакеры, которые, оказывается, не только президентов избирают, но и реновацию поддерживают. Горячий московский застройщик грузинского происхождения Михаил Хубутия не очень внятно, но очень эмоционально обвинил на своей странице в Facebook холодного московского чиновника татарстанского происхождения Марата Хуснуллина в весьма серьезных преступлениях – вымогательстве и угрозах жизни.
Нормальной реакцией вице-мэра было бы обращение в администрацию социальной сети и, возможно, прокуратуру с требованием удалить эти посты и извиниться. К сожалению, Марат Шакирзянович не успел этого сделать: в ночь на 21 февраля аккаунты и электронная почта Михаила Хубутия были взломаны и удалены неизвестными доброжелателями, разумеется, не имеющими никакого отношения к правительству Москвы. Остается лишь удивляться, каким образом измышления Хубутия совпали с выводами Transparency International, прямо обвинившей Хуснуллина в подборе «своих» застройщиков в ущерб честности и состязательности городских конкурсов. Список этих застройщиков вы могли прочитать чуть выше.
* * *
Знаете, уважаемый читатель, бог с ними, с деньгами. Россия двести лет платила ясак татаро-монголам и постепенно окрепла за это время, заодно защитившись от западного влияния. Беда в том, что эти люди окончательно потеряли стыд. Им вообще наплевать, что мы думаем и что мы знаем об их делишках. Чего стесняться вице-мэру с его бизнес-ориентированной английской матушкой, если вице-премьер Дмитрий Рогозин сначала радуется успехам племянника Романа, а потом заявляет, что такого родственника у него никогда не было?
Взаимоотношения общества и власти в России закончились. Между ними – несокрушимая стена, в меру прозрачная, но заведомо непреодолимая. И в стене этой талантливые архитекторы (не из тех ли, кто получает 70 млн за типовой дом?) предусмотрели выдвижные кассовые ящики, предназначенные для передачи денег отсюда туда. В обратную сторону система не работает.