Москва
3 января ‘25
Пятница

«Белая птица» Ананьевых измазалась в безнадежных кредитах

Люди, предположительно выведшие в обход закона миллиарды рублей своих клиентов, через губернаторов просят у правительства денег на прокорм цыплят.

Василий Голубев, Александр Михайлов и Евгений Савченко, возглавляющие соответственно Ростовскую, Курскую и Белгородскую области, обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой помочь группе компаний «Белая птица». «КоммерсантЪ» уточняет, что это производитель куриного мяса стал испытывать серьезные проблемы после начала санации Промсвязьбанка.

Бройлеры с греческим акцентом

Давайте посмотрим, что это за птица такая, на которую работают более 10 тысяч россиян. Сразу же становится очевидно, что патриотичные черноземные губернаторы требуют от правительства помочь… кипрской компании! Stephont Developments Ltd контролирует 99% ООО «ХК "Белая птица"», которое, в свою очередь, является основным совладельцем группы компаний. Таким образом, эти предприятия эксплуатируют российскую землю и иные ресурсы ради обогащения иностранцев, весь бизнес построен для выкачивания денег из страны и минимизации налогов в бюджет. Одно это делает существование данной группы компаний ненужным, а уж идею помощи им со стороны российского правительства – откровенно нелепой.

Собственников кипрских офшоров (это не совсем точный, но устоявшийся термин) у нас стараются не называть: между правительствами существуют договоренности о раскрытии информации, но в прессу данные, как правило, не попадают. Тем не менее никто еще не отрицал, что Stephont Developments Ltd напрямую или через другие компании-прокладки принадлежит… братьям Ананьевым – тем самым, которые до декабря 2017 года владели Промсвязьбанком. И которых сейчас подозревают в выводе многих миллиардов из собственного банка. Действительно, господин Медведев, дайте им еще денег, они ведь так пострадали.

Смотрим дальше. Компания «Белая птица – Курск» принадлежит ООО с чисто курским названием «Семпер Идэм», которое, по словам бывшего совладельца группы компаний Игоря Барщука, контролируется опять же «православным банкиром» Дмитрием Ананьевым.

Птичьи финансы

А как дела у «Белой птицы»? Публичной отчетности за 2017 году еще не существует, а вот в 2016-м холдинг занял достойные 5% российского рынка птичьего мяса. Оборот – 21,5 млрд руб., задолженность – 27,5 млрд, ну и откровенно нарисованный бухгалтерами убыток в 163,5 млн: о нежелании владельцев группы платить налоги в полном размере мы уже говорили. На поверку «Птица» оказалась совсем не такой белой и пушистой, какой ее хотят представить беспомощные губернаторы.

При разбирательствах вокруг «Белой птицы» всплыла еще одна интересная цифра. Средняя стоимость мяса бройлера у производителя за 2017 год сократилась до 90 рублей за килограмм. В розничных сетях средняя цена на ту же продукцию превышает 200 рублей. Это еще раз подтверждает многократно высказанный нами на страницах INFOX.RU тезис о том, что в России сложилась экономика перепродажи и накрутки. Понятно, что путь с фермы в супермаркет не может быть бесплатным, но удорожание в два с половиной раза по пути с юга в Москву (а для бахчевых – в десять раз) – это все-таки перебор.

Вернувшись к нашим бройлерам, можем отметить, что указанная долговая нагрузка предприятия превышает разумные нормы. Однако это фирменная политика Ананьевых – выдача крупных кредитов как форма защиты от недружественного поглощения. Точно так же Промсвязьбанк избыточно кредитовал свои медиаактивы, ранее входившие в группу «Медиа3», чтобы добиться приемлемых условий их продажи. Вот только в данном случае «поглощению» подвергся не периферийный актив, а сам банк, чего Ананьевы, судя по всему, в 2016 году еще не ожидали.

А вот во второй половине 2017-го, после краха «Открытия», они развернулись по полной. Промсвязьбанк начал выдавать кредиты буквально налево и направо, превышая прошлогодние показатели на 30–40%. И когда представители Центробанка и компетентных органов начали разбирать документы, они обнаружили, что уничтожены документы на 109,1 млрд руб. кредитов, выданных корпоративным заемщикам. Мог ли кто-то стереть эти файлы и сжечь бумаги без прямой санкции одного из Ананьевых? Попали ли в эту компанию кредиты, выданные «Белой птице»?

Никто не отвечает

Сельское хозяйство у нас сейчас в центре внимания, и хотя его реальную долю в ВВП и экспорте можно разглядеть лишь под лупой, помогать своим производителям, безусловно, надо, ведь самообеспечение продовольствием – важнейшая часть государственного суверенитета. Но помощь должна идти не только от государственного, но и от частного сектора. Скажем, «Белая птица» до последнего времени жила безбедно, потому что Промсвязьбанк братьев Ананьевых регулярно подкармливал льготными кредитами бройлерный бизнес братьев Ананьевых. А теперь, когда из-за многочисленных нарушений в банке братьев Ананьевых Центробанку пришлось взять финансовую организацию под контроль, этот поток кредитов почему-то прекратился. Теперь помогать фермам братьев Ананьевых, по мнению трех губернаторов, должно правительство. Иначе, цитируем угрозу, «ее предприятиям грозят снижение производства и сокращение персонала».

Смешно? Рядовым работникам – не очень. Найти другую работу в Ростовской области еще можно, а вот в Курской и Белгородской значительно труднее. Скажем, товарищ Александр Михайлов, возглавивший Курскую область в 2000 году, через пять лет стал господином Александром Михайловым (перешел из КПРФ в ЕР), но добился он на своем посту разве что сокращения численности населения благодатного региона на 12%, с 1,267 млн до 1,116 млн. Таким образом, за время стабильности, подъема и всеобщего перехода в «Единую Россию» область потеряла 151 тысячу человек. И теперь не может помочь нескольким тысячам своих жителей сохранить работу. Алло, куряне, вы и в следующий раз будете голосовать за этих джентльменов?

Похоже, нам всем опять придется платить за сбежавших банкиров и некомпетентных губернаторов. Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть возможности помощи «Белой птице» – предположительно через Россельхозбанк, у которого в залоге по кредитам уже есть 100% «Белой птицы – Курск». Теперь от РСХБ требуют новых денежных вливаний.

Характерная деталь: ни пресс-службы губернаторов, ни представители банкиров, ни сама «Белая птица» не прокомментировали сложившееся положение вещей, а пресс-секретарь премьера переадресовала журналистов к Аркадию Дворковичу, который отвечает в правительстве за всю экономику, кроме ВПК («реальный сектор экономики, включая гражданские отрасли промышленности, энергетику, транспорт, связь, сельское, лесное хозяйство и рыболовство; вопросы экологии, природопользования и охраны окружающей среды»). Это кое-что проясняет: едва ли Аркадий Владимирович в своей жизни зарезал хоть одну курицу, но интересы крупного бизнеса он отстаивает последовательно и успешно. Можно предположить, что если он вплотную займется нашей «Птицей», то она не только получит льготные кредиты, но и окажется в руках нужной финансово-промышленной группы. Скорее всего – дагестанского происхождения.

* * *

Помощь «Белой птице», безусловно, необходима. Оказать ее несложно: национализировать группу компаний за долги перед Промсвязьбанком, Россельхозбанком или за долги самого Промсвязьбанка, после чего выставить этот бизнес на аукцион – полностью или отдельно по предприятиям. Причем сумма, которую выручит государство за эти активы, роли не играет. Условий должно быть два – покупатель обязуется, во-первых, не закрывать фермы и не производить сокращений персонала в течение определенного срока, а во-вторых, работать и платить налоги в России без грязных кипрских прокладок.

Полная версия