Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Менеджмент «Аэрофлота» решил собрать побольше денег с наивных пассажиров

Новые правила перевозки ручной клади не содержат в себе ничего сверхъестественного, но способ их введения в действие вызывает удивление и брезгливость.

Начнем рассказ с анекдота. Вы же любите анекдоты? Он совсем не про самолеты, но все равно имеет прямое отношение к предмету нашего разговора.

Встречаются два директора: – Ты своим зарплату платишь? – Нет. – И я нет. А они все равно на работу ходят? – Ходят. – И мои ходят. Может, вход платный сделаем?

Очередным сюрпризом порадовал российских авиапассажиров их собственный, принадлежащий государству, то есть в некоторой степени каждому из нас авиационный холдинг. И если ранее технологии борьбы с клиентами отрабатывались в основном на пассажирах дочерней авиакомпании «Победа», то сейчас этими приемами воспользовался могучий «Аэрофлот».

Популярный портал Travel.ru сообщает, что «Аэрофлот» внезапно, без объявления войны оптимизировал список предметов, разрешенных к провозу сверх обычного веса ручной клади в 10 кг. Оптимизировал – значит урезал в три раза, пользуясь недавними изменениями в законодательстве. Больше нельзя «сверхсметно» возить ноутбуки, телефоны, фото- и видеотехнику, зонтики, журналы. Из Duty Free можно взять не более одного запечатанного пакета.

Так что бесплатно можно провозить рюкзак (не более 80 см по трем измерениям и не более 5 кг веса), дамскую сумочку (почему-то без ограничений веса и размеров), костюм в портпледе, снятую с себя верхнюю одежду и романтический букет цветов. Плюс, возможно, какие-то предметы, необходимые по медицинским показаниям.

Вообще говоря, 10 кг – это немало. Как правило, можно уложиться, сравните с экспериментами той же «Победы». Самая красота в том, что стеснительные аэрофлотовцы опубликовали эти правила… только в социальных сетях. Даже не в пресс-релизах, а то злобные СМИ возьмут и расскажут пассажирам. 19 февраля SMM-менеджеры компании выложили одинаковый текст об изменениях с издевательской припиской: «чтобы вам было проще составить чек-лист вещей, которые вы возьмете с собой в салон».

Разумеется, все вещи, вычеркнутые из списка, можно провезти, но – теперь за дополнительную плату.

Правила имеют обратную силу: они распространяются даже на уже купленные билеты (такую возможность также дал новый закон, против которого спикер Совфеда Матвиенко показательно истерила на камеры, после чего подписала всю «либерализацию». Теперь люди, улетевшие в командировку по старым правилам, вернутся по новым. То есть заметно дороже.

В «Аэрофлоте», конечно, работают те еще леди, но это было реальным перебором. В тех же соцсетях можно найти уже сотни историй о том, что людей поставили в безвыходное положение. Что делать с видеокамерой больше установленных 55х40х20 см? В багаж сдать – проще сразу сбросить с десятого этажа. В салон пронести – скорее всего нельзя, в крайнем случае – за очень большие деньги.

В качестве частичного оправдания «Аэрофлота» можно сказать, что перевозка профессионального оборудования является частью бизнес-процесса и платить за это надо соответственно, тем более что крупная техника, как правило, мешает соседям уважаемых фотокорреспондентов. Однако очевидно, что совсем не эти соображения двигали менеджерами авиакомпании; настоящие авторы документа – госпожа Глупость и мистер Жадность.

«Победа» уже создала себе такой имидж, что летать ею стало «западло» даже очень небрезгливым гражданам – другой вопрос, что альтернативы нет, хорошие частные перевозчики целенаправленно уничтожаются, а иностранцев на внутренние рейсы просто не пускают. В «Аэрофлоте», видя, что билеты на «Победу» все равно раскупаются, решили повторить эксперимент. И очень сильно ударили по собственной репутации. В руководстве компании не нашлось умных людей, понимающих, что нынешний фактический монополизм не вечен, а вот ассоциации, которые сейчас укрепляются у людей в связи со словом «Аэрофлот», могут быть весьма крепкими.

Читайте также: Скандальные откровения пилота «Аэрофлота»

Более того, «Аэрофлот» установил в зоне вылета международных рейсов Шереметьева дополнительные кордоны от авиакомпании, законом, в общем-то, не предусмотренные. Специально обученные люди измеряют там размер ручной клади и если хоть где-то есть лишний сантиметр, требуют сдать ее в багаж. Что делать, если в клади есть хрупкие предметы, не сообщается. Кстати, дополнительный багаж – весьма платный: 100 долларов для дальних рейсов.

Для сравнения, классические авиакомпании, к которым причисляет себя «Аэрофлот», обычно ориентируются на следующие ограничения: 56х45х25 см. Именно под этот размер изготавливают многие дорожные сумки. Но «Аэрофлот» почему-то взял себе за пример лоукостеров с их более жесткими ограничениями – и тем самым поставил вне закона самую популярную тару. Может быть, в руководстве перевозчика сидит какой-нибудь владелец фабрики по пошиву сумок?

Забавно, что всего за 10 дней до «реформы» «Аэрофлот» выпустил пресс-релиз, где анонсировал ужесточение контроля за размерами и весом ручной клади, отдельно оговорив: «"Аэрофлот" особо подчеркивает, что не изменяет нормы провоза ручной клади, а лишь усиливает контроль за их соблюдением». Действительно, все верно: «не изменяет», но не «обещает не изменять в ближайшем будущем». Радует, что в компании пока не догадались ограничить размер портфелей и дамских сумочек – пользуйтесь лайфхаком, пока и его не прикрыли.

Вот так – делали вид, что хотят просто спасти пассажиров от огромных соседских баулов, но не запаслись ни мозгами, ни хотя бы актерским мастерством.

Что ж, будем надеяться, что немногие выжившие конкуренты госперевозчика (понятно, что работает корпорация не на государство, а на семьи топ-менеджмента, но формально это «гос») получат от ошибки «Аэрофлота» хоть какую-то дополнительную прибыль. А то обнаглевшие менеджеры того и гляди введут штрафы для россиян, не пользующихся услугами их дойной коровы – главной российской авиакомпании.

Полная версия