Странное вроде бы стремление олигарха вернуться в Лондон может иметь вполне прозаичное объяснение.
Небывалое мужество демонстрирует Олег Дерипаска, чье имя является одним из самых популярных сейчас в стране. Ему можно было бы выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах и твердо рассчитывать на второе место. Потому что этот мужик не только любит женщин, катается на яхте и дружит с министрами, но и бесстрашно играет с западными спецслужбами.
Английская разведка MI6 в последние дни исходит в бессильной злобе – русский олигарх, близкий к попавшим под санкции властям, с помощью попавшего под санкции государственного банка ВТБ у них под носом, на Лондонской фондовой бирже, размещает акции своей корпорации En+ Group и, о ужас, получает полтора миллиарда долларов. Куда смотрели разведчики, неизвестно, но теперь они обвиняют владельцев биржи в том, то те позволили столь сомнительному джентльмену заработать в Великобритании. Те, разумеется, посылают господ в штатском по известному адресу – не надо списывать свои косяки на других. Однако к возмущению английских штирлицев присоединилось американское Агентство национальной безопасности, а это уже куда более серьезная организация.
Что сделали бы вы, дорогой читатель? Схоронили полученные полтора миллиарда (точнее, то, что осталось после выплаты долгов) и тихо-тихо сидели бы в милом сердцу Усть-Лабинске, правильно? Но вы, скорее всего, не Дерипаска. Потому что он повел себя совершенно иначе: The Moscow Post сообщает, что En+ Group намерена… как можно быстрее провести вторичное размещение акций (SPO) все в том же Лондоне, практически в пасти смертельного врага!
Как же это по-нашему, по-русски – такое исконное «Иду на вы!» Но поскольку Олег Владимирович все-таки бизнесмен, а не воин, у столь смелого, если не сказать наглого решения должна быть вполне рациональная подоплека.
Итак, IPO состоялось в ноябре. По его условиям второе размещение может быть организовано не ранее чем через полгода – то есть в мае 2018-го. Дерипаска торопится: кажется, он хочет успеть день в день: компания уже предложила банкам подавать заявки на SPO.
Зачем? Нормальному человеку полученного полумиллиарда лично на руки хватит до конца жизни. Но не таков Олег Владимирович. Поговаривают, что его задача – приобрести в свой полный контроль корпорацию «Русал», где у En+ пока что 48,13%. Недостающую долю ему могут продать Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник, чья Sual Partners владеет крупным пакетом в 20,5%. Однако люди, близкие к Sual Partners, говорят, что расставаться с акциями «Русала» компания не планирует. А организовать давление на Вексельберга… скажем так, некоторые пробовали, другим не рекомендуют.
Создается ощущение, что Дерипаска на самом деле хочет не получить на SPO деньги, а потратить их – на выкуп акций собственной компании. Для этого ему нужно: а) получить деньги в кредит; б) провести дополнительный выпуск. Собственно, на IPO Дерипаска уже занимал у ВТБ, получилось удачно. А консолидировав владение активом, гораздо проще скрыться с ним в Европе. С миноритариями у нас не церемонятся, а вот владельцы крупных пакетов неплохо чувствуют себя за рубежом.
Вопрос: зачем скрываться человеку, у которого все хорошо, который вась-вась с самим вице-премьером Приходько? Что ж, законы серпентария суровы. Когда-то Олег Дерипаска принадлежал к ельцинской «семье», причем кавычки тут можно и снять: он женился на внучке Бориса Николаевича Полине Юмашевой. А Владимир Путин свое слово – не трогать семью – держит крепко.
Вот только насчет доступа «семьи» к природным и финансовым ресурсам никто ничего не обещал, да и Олег с Полиной развелись. И потихоньку конкуренты припоминают Олегу Владимировичу старые грехи.
Например, теплые отношения с Михаилом Касьяновым – в 2004 году, напуганные «делом ЮКОСа», Касьянов с Дерипаской якобы искали замену Владимиру Путину.
Или помощь Михаилу Гуцериеву, за «Русснефтью» которого Дерипаска присматривал, пока тот был в вынужденной эмиграции. За той самой «Русснефтью», которую так хотела по-сестрински скушать ее почти тезка «Роснефть». Говорят, президент «Роснефти» уже тогда приготовил корзинку с колбасами, да попросили его подождать немного.
И вот наконец история с «Настей Рыбкой» – понятно, что без спецслужб такие сливы не делаются, а в спецслужбах работают люди профессиональные, дисциплинированные, и приказ они получили на весьма высоком уровне.
Дерипаска сигнал понял. Он вообще очень умный человек, поэтому точно знает, где стелить соломку.
Чем не соломка? Расширить свою долю, чтобы вывести активы в Европу. Продать доли в «Базэле» и Русале». Само по себе управление ими Дерипаске уже неинтересно: он уходит с поста президента обеих корпораций, по официальной версии, чтобы «сосредоточиться на Группе ГАЗ».
Так вот, продать кому угодно, только не российским госкорпорациям (ВТБ, «Роснефть»?) – ибо те привыкли платить сколько хотят, а не сколько запросил продавец. Не зря Дерипаска объединил все обрабатывающие заводы «Русала»: по мелочи отжимать легче, за всеми директорами не уследишь. Кстати, по слухам, истекает срок негласного договора, по которому Владимир Потанин управляет «Норильским никелем», а значит и оттуда сможет Дерипаска вывести долю малую.
А потом отдыхать от трудов праведных мирным британским рантье. Мнение части экспертов о том, что Великобритании такой токсичный актив не нужен, вряд ли основательно: англичане и без того славятся алчностью, а страна к тому же сейчас изрядно пострадает от «Брексита». В таких условиях каждый лишний миллиард в экономике – вовсе не лишний, причем даже не важно, как он будет туда доставлен: через покупку заводов или чаевые горничным.
Вот поэтому Дерипаске так нужен именно Лондон. Чтобы ему, оказавшемуся в поле зрения спецслужб, не бегать от них, а наоборот, показать: я не прячусь, я с вами, я пушистый и почти что белый, а если что не так, джентльмены всегда смогут договориться. Точно так же смело поехал в Испанию депутат Госдумы Владислав Резник, хотя ему там грозит пятилетний срок и стомиллионный (не в рублях) штраф. Европейская Фемида этим людям почему-то ближе и милее, чем российская. Там, видите ли, судьям запрещено пьяными автомобиль водить…