Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Семья, развод и деньги Владимира Потанина

Продолжается многолетняя тяжба между Владимиром и Наталией Потаниными – после конфликтного развода супруги никак не могут поделить имущество.

Разводят всех

Портал УтроNews сообщает, что Наталия подала жалобу в Верховный суд, утверждая, что суды нижестоящих инстанций выносили решения в пользу всесильного олигарха, а не бедной беззащитной женщины. Поскольку российское законодательство считает все нажитое в браке совместным имуществом, Потанина претендует на половину этого капитала, то есть примерно на 1 триллион рублей. В случае победы в суде Потанина автоматически вошла бы в десятку богатейших женщин мира, ведь эта сумма эквивалентна более чем $17 млрд по текущему курсу.

Потанин платить триллион не хочет.

Главным активом Владимира является комбинат «Норильский никель», кроме того, ему принадлежат доли в большом количестве других компаний; часть имущества, полагает Наталия, скрыта в офшорах.

Супруги прожили вместе тридцать лет. Развод грянул в 2014 году – тогда разводилась практически вся элита России. В одной только Госдуме VI созыва зарегистрировано 102 развода – это был, вероятно, самый распутный парламент в истории человечества. И госслужащие с олигархами послушно следовали по стопам народных избранников.

Инициатором развода считается Владимир Потанин. Говорят, он просто попросил из своего дома не только жену, но и старшего сына с невесткой, младшего сына и 95-летнюю тещу (может, ради тещи все и затевалось?). Заодно Владимир на правах отца запретил сыну Василию выезд за границу.

Понятно, что без жилья в семьях с таким достатком не остаются. Наталия с семейством уехали на дачу в Немчинове (Московская область), где немедленно отключили воду. Женщина обвиняет в этом бывшего мужа, хотя, конечно, месть такого уровня мелковата для обладателя триллионов.

В поисках денег

К некоторому удивлению владельца «Норникеля», его некогда покорная жена решила при разводе получить все, что причитается по закону – она начала настоящее расследование, отыскивая активы Потанина по всему миру. Понятно, что ей помогало много юристов и финансистов – итоговый куш позволил бы оплатить их услуги по высшему разряду. И женщина добилась немалых успехов – оказалось, что «честный российский бизнесмен» оказался хитрым кипрским бенефициаром, использовавшим возможности офшоров на полную катушку.

Наталия обратилась в кипрский суд с просьбой, во-первых, найти все активы Владимира, а во-вторых, передать ей соответствующую их долю. Однако суд встал на сторону олигарха. Тому были две причины – во-первых, кипрское законодательство о браке все же отличается от российского, а во-вторых, нравы на Кипре зато очень похожи на российские. Кипрские налоги, конечно, невелики, но учитывая масштабы состояния Потанина, они все равно вносили немалый вклад в экономику острова – и отказываться от этого дохода никто не собирается.

С российской Фемидой дела обстояли не лучше.

Как делают миллиарды

Между тем равных Потанину по искусству зарабатывать в России практически нет. Вспомним сочинскую Олимпиаду. Структурам Владимира доверили строительство горнолыжного курорта «Роза Хутор». Цена вопроса в 2 миллиарда долларов (около 70 млрд руб.) выглядела завышенной, но на это мероприятие денег вообще не жалели. Потанин вложил в дело около 300 миллионов, а остальное занял у государственных банков, в первую очередь ВЭБа. На льготных условиях (дело-то государево), на долгий срок. А заодно бюджет выплатил ему компенсацию за понесенные расходы.

Финансовые потери России от Сочинской олимпиады рискнул подсчитать и опубликовать Борис Немцов. Результат вы знаете.

Зато Владимир Потанин жив-здоров, у него три яхты, на его праздниках плясали Кристина Агилера и Джордж Майкл… У большого человека – большие расходы, надо понимать и уважать.

ВЭБ, правда, обиделся на Потанина и даже подал на него в суд. Не за олимпийские деньги, конечно (на этом проекте банк фактически разорился, там сменилось руководство и поступило новое финансирование), а по кредиту компании «Росхлебопродукт», подконтрольной Interros International Investments Limited, подконтрольной, в свою очередь, Потанину. Пекари когда-то взяли у ВЭБа 68,2 миллиона долларов кредита и не отдали, а вместо этого в 2015 году сменили название на «Агроинвестпром» и стали новой организацией. О судьбе этого иска, увы, никакой информации нет – судя по всему, государство так и не смогло вернуть свои деньги.

Еще одно обвинение в адрес олигарха последовало от интернет-издания The Moscow Post, которое в 2011 году раскопало информацию о конфликтах внутри «Норильского никеля», после чего последовала массированная хакерская атака. Впрочем, это дела давно минувших дней – уже через несколько месяцев изданию пришлось вообще сменить домен из-за критической заметки в адрес одного из советников президента. Но трудно сомневаться, что на решение российских властных органов повлияла и «кредитная история» непокорного СМИ.

* * *

Все эти истории и конфликты показывают, что Владимир Потанин по характеру своему просто не может уступить ни в какой ситуации. И даже если его бывшая супруга чего-то добьется в Верховном суде, он найдет способ предельно осложнить поиск искомого триллиона. Кипрская Фемида уже радостно потирает свои греческие ручки…

Полная версия