Четыре проблемы Олега Дерипаски
Богатые иногда тоже очень сильно переживают.
Начнем с неполиткорректного анекдота.
На дискотеке в Германии русский в майке с надписью: «У турок три проблемы». К нему тут же подходит турок и спрашивает:
– Ты чего? Проблем ищешь? Ты наехать хочешь?
– Это ваша первая проблема. Агрессивность. Вы всегда пытаетесь создавать проблемы на пустом месте.
Когда дискотека заканчивается, то русского уже подкарауливает группа турок.
– Сейчас ты ответишь за свои слова! – говорят они.
– Это ваша вторая проблема. Вы не можете решать свои проблемы сами и сразу собираете своих по любому поводу.
– Да как ты смеешь с нами так говорить?!! – турки повыхватывали ножи...
– Это ваша третья проблема, – продолжает русский. – Вы всегда приходите с ножами на перестрелку.
Примерно так выглядело начало 2018 года для Олега Дерипаски, одного из богатейших и влиятельнейших бизнесменов, предпоследнего представителя эпохи динозавров-олигархов, большинство из которых давно растеряли активы и покинули Россию.
Сначала британская «контора» MI6 заинтересовалась работой транснациональной корпорации Дерипаски En+ Group. Дело в том, что Дерипаска ухитрился провести IPO этой компании на Лондонской бирже под носом у спецслужб всего мира – и все они проморгали этот момент. Между тем сложить два и два несложно – полученные в результате размещения акций средства могут пойти куда угодно в пределах империи Олега Владимировича, в том числе и на финансирование предприятий, связанных с российским ВПК.
Британские спецслужбы, недалеко ушедшие от земляков-ученых, даже выдвинули претензии к Лондонской бирже, которая якобы неспособна проанализировать риски для безопасности Великобритании от участия в финансировании Дерипаски. Владельцы биржи резонно ответили, что они вообще-то платят огромные налоги как раз для того, чтобы о безопасности думали специально обученные люди, а с точки зрения финансовой здесь все чисто, как биография Сергея Приходько.
Тем не менее уже стало известно, что часть полученных средств En+ направил государственному ВТБ в счет погашения долга. А ВТБ, на секундочку, сам по себе совладелец En+ (3,8%) и фигурант санкционных списков. К тому же именно этот банк, скорее всего, профинансировал участие компании в IPO, об этом свидетельствует появление у ВТБ в залоге еще 6,25% акций корпорации.
К слову, En+ погасила свой почти миллиардный (в долларах) долг перед ВТБ на два года раньше срока. Зачем так просто отдавать деньги, которые могли бы все это время работать? Судя по всему, имела место сложная система соглашений.
MI6 хороша тем, что она давно уже не решает в мировом масштабе – эти ребята умеют разве что российских бизнес-эмигрантов импортировать (а коллеги из MI5 не способны их защищать). Но вслед за британцами ситуацией с IPO En+ заинтересовалось Агентство национальной безопасности США, а это не просто вторая проблема, но и совсем другая история. АНБ рядом с MI6 – это как босс двадцатого уровня по сравнению с мелкой пакостью с восьмого. И не факт, что корпорация, объединяющая металлургические заводы и энергокомпании Олега Дерипаски, набрала достаточно оружия и «жизней» для подобного противостояния.
«Роспрес» цитирует партнера «ФБК Право» Александра Ермоленко, который отмечает, что En+ не позавидовать: кредит там взяли до всяких санкций, а потом оказались в сложном положении. Платить по счетам надо, но внутри страны куда ни плюнь – везде нарушение санкционного режима. Западные партнеры выстроили систему так, чтобы максимально затруднить вообще ведение бизнеса в России.
Третья претензия к Дерипаске связана с тем, что якобы он нанял Пола Манафорта, ранее возглавлявшего предвыборный штаб Дональда Трампа: Манафорт должен был продвигать интересы Владимира Путина в США. Когда Манафорт сдался ФБР, Дерипаска признал, что работал с ним, но исключительно в своих собственных интересах. Увы, иск миллиардера к Associated Press, опубликовавшей всю эту информацию, остался неудовлетворенным. По мнению специалистов ФБК, связь между Манафортом и истинными заказчиками его пиар-услуг поддерживалась через Олега Дерипаску и уже упоминавшегося Сергея Приходько…
И тут ко всем предыдущим бедам появляется не предусмотренная неполиткорректным анекдотом четвертая, очень большая проблема господина Дерипаски, которую он попросил рассматривать в закрытом режиме.
* * *
Вряд ли это начало конца по-турецки небритого императора российского бизнеса. Работать в режиме санкций в России научились, IPO провести удалось, Манафорт хоть и дает показания, но по большому счету сам ничего не понимает, в отличие от российского суда, которое хоть Youtube, хоть интернет для хорошего человека запретит.
Но Дерипаска в лице En+ работает не только в России. Более того, он очень зависим от рынков закупки оборудования и сбыта продукции. И американцы играют с ним, как кошка с мышкой: одними Ираном и Китаем сыт не будешь, те и так прекрасно научились сбивать российские цены. А ведь можно в рамках исполнения режима санкций и наложить арест на зарубежное имущество компании…
В общем, есть о чем размышлять Олегу Дерипаске под звездным норвежским небом. Настоящий хищник никогда не смирится с ролью жертвы, и нож кое-что значит даже в перестрелке, а значит, мы обязательно увидим неожиданные ходы со стороны En+ и ее владельца.