Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Федерация теряет субъектов: в России лопаются долговые пузыри

Ситуация с российскими регионами выходит из-под контроля. Это странная формулировка, учитывая, что наше государство предельно централизовано, но именно здесь и кроется проблема. Не может центр контролировать всё и вся.

Давать волю регионам в многонациональной стране – прямой путь к нарастанию сепаратизма, а управлять всем из центра не получается, потому что страна не только многонациональная, но и огромная.

В России 85 регионов, причем лишь девять из них – доноры, отдающие в федеральный бюджет больше, чем получающие из него, а два – ХМАО и ЯНАО – фактически финансируют Россию. Экономическое положение остальных в лучшем случае можно назвать условно-стабильным. Долги нарастают, а отдавать нечем. Причем большинство долгов – федеральному бюджету. Тому самому, который решает, как финансировать регион.

Долговой пузырь надувается уже второе десятилетие – с тех самых пор, как Алексей Кудрин и Дмитрий Козак сочли, что в России слишком много свободы, и резко урезали и доходы, и полномочия регионов. А драматургия мира финансов не сильно отличается от сценической: если в первом акте надувается пузырь, в пятом он должен лопнуть.

Рвануло в Хакасии и Костромской области. Эти субъекты Федерации переведены под внешнее управление. Оба региона лишены права распоряжаться своим бюджетом. Все их операции проводятся через Федеральное казначейство: не только самые серьезные, но и рядовые типа оплаты услуг ЖКХ для какого-нибудь сельского Дома культуры. Госдолг Хакасии в полтора раза больше ее годового дохода (ВРП – валовой внутренний продукт), Костромской области – в 1,7 раза. Суммарный долг этих регионов приблизился к 50 млрд руб. и, очевидно, никогда не будет отдан.

На самом деле долг в полтора ВРП – не рекорд, у Мордовии он еще больше. Но разница в том, что заметная часть мордовского долга взята у частных структур, а их проблемы Москву не волнуют. А вот костромичи и хакасы задолжали в первую очередь большим дядям – федеральному бюджету.

Зачем же местные царьки лезут в долги? Все дело в потемкинской деревне, которую Владимир Путин повелел построить в знаменитых майских указах. Экономика уже начинала стагнировать, но на фоне митинговой активности власти срочно потребовались популистские меры. В том числе – рост зарплат бюджетникам, который тяжким грузом лег на плечи регионам. Пришлось брать кредиты везде, где можно – иначе можно было и должность потерять. Самое грустное, что и бюджетники этих денег не получили – все досталось главврачам, директорам школ и особенно заместителям этих уважаемых людей. Средняя зарплата формально выросла, а вот медианная осталась прежней.

Понимая, что ситуация развивается в нежелательном направлении, Минфин начал помогать регионам – рефинансировать их коммерческие кредиты и выдавать свои, причем всего под 0,1% годовых.

Тут-то мне карта и пошла, как рассказывал Василий Иванович Петьке. Губернаторы начали придумывать самые удивительные истории, чтобы получить эти беспроцентные длинные деньги. Стоял 2014 год, Россия позволила себе беспрецедентный шаг по возвращению территории и остро нуждалась в поддержке собственных регионов – чтобы, не дай бог, ни у кого не возникла мысль побыть таким же самостоятельным, как Республика Крым. Полученные регионами деньги трансформировались не в развитие бизнеса и рост налогов, а в личные доходы людей, приближенных к местному трону.

Когда стало понятно, что кредитов выдано слишком много, а проку нет, федеральное правительство озаботилось проблемой возврата своих денег. Увы, руководство большинства регионов привыкло получать, а не отдавать, поэтому с погашением кредитов возникли предсказуемые проблемы. Москва вновь пошла навстречу провинции: запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов – обойдется она, кстати, в 55 млрд рублей. Новые же кредиты будут выдаваться крайне осторожно: 250 млрд руб. за три года 2017-19 против 338 млрд за один только 2016-й.

Как видим, регионам придется учиться жить по средствам. А поскольку зарабатывать у нас не умеют, бизнес власти не доверяет, то придется вновь «резать косты», то есть сокращать расходы.

Издание «Версия» указывает, что по данным S&P Global Ratings в 2017 году расходы российских регионов составили в реальном выражении 83% от уровня 2012 года. Резать дальше и при этом имитировать выполнение майских указов невозможно. А ведь на носу новые выборы и, возможно, новые указы…

При этом центр не может запретить регионам вновь вернуться к практике получения дорогих коммерческих кредитов – какой же местный банкир откажет уважаемому губернатору! А отдаст центр – ведь федеральные чиновники не раз говорили, что дефолт субъектов федерации полностью исключен.

Очень показателен пример лопнувшего «Татфондбанка». Хороший был банк, принадлежал в основном республике Татарстан, активно сотрудничал с региональными властями, потерял где-то 97 млрд рублей. Выяснилось, что банкиры открывали не учтенные в балансе вклады, доход с которых обращался в пользу крупного республиканского бизнеса. Кто же будет расплачиваться с вкладчиками? Федеральное агентство по страхованию вкладов и федеральный же бюджет. Глава республики Рустем Минниханов с искренним прискорбием в голосе сказать, что «полностью взять этот вопрос на себя Татарстан не сможет».

Избежать таких ситуаций можно только перекрыв областным, республиканским, краевым бонзам доступ к местным бюджетам. Что и произошло в Хакасии и Костроме. По сути, эти регионы перестали быть субъектами федерации, потому что абсолютно ничего федеративного в их положении не осталось.

Де-факто Россия очень недолго была федерацией – с фразы Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько сможете» до ввода войск в Чечню. А в обозримом будущем страна может потерять федеративную декорацию и де-юре.

Ранее по этой теме INFOX.RU писал:

Россия и ее регионы: финансовые отношения любящих субъектов

Путин объявил о реструктуризации региональных долгов

Силуанов: регионы скрывали наличие кредиторских задолженностей от Минфина

Полная версия