Товар с сюрпризом: как клан всесильного Ткачева купил токсичный актив
Продавая любимые сельскохозяйственные активы, Кирилл Подольский сумел подложить покупателям кредитную свинью.
Крупное краснодарское агропредприятие «Кубанский бекон» оказалось в непростой ситуации. В 2015 году компания приобрела ряд хозяйств агрохолдинга Valinor, объединенных в ООО «Агрокомплекс "Ростовский"» (ранее – «Сармат»), но покупка оказалась с сюрпризом. Через год Русский славянский банк потребовал с «Кубанского бекона» 6 млн долларов…
Оказалось, что владелец холдинга Valinor Кирилл Подольский (кстати, основатель сервиса подборки авиабилетов Anywayanyday) еще в 2011 году взял в указанном банке кредит на 10 миллионов долларов для покупки яхты. Поручителями же выступили предприятия, принадлежавшие Подольскому или аффилированные с ним – все они позднее вошли в агрокомплекс «Ростовский». Долг предприниматель должен был погасить за пять лет, но по каким-то причинам не смог этого сделать.
И тогда банк пошел к поручителям. Московский арбитражный суд полностью удовлетворил требования банкиров на 6 млн долларов, но после апелляции и кассации дело снова вернулось в суд первой инстанции, сообщает «Роспрес».
В октябре 2017 года «Кубанский бекон» попытался решить проблему в местном, ростовском арбитраже. Юристы компании оспорили сами договоры поручительства, указав, во-первых, на то, что банк изначально намеревался причинить вред поручителям, а во-вторых, скромные полуфермерские хозяйства заведомо не могли покрыть столь крупный по местным меркам долг. К тому же такие операции никак не согласуются с основными целями деятельности этих хозяйств.
Банкиры справедливо потребовали доказательства собственной недобросовестности при заключении сделки и не получили его. К тому же «Кубанский бекон» пропустил годовой срок исковой давности по делу. Арбитраж согласился с доводами Русского славянского банка.
И это при том, что учредители у «бекона» более чем непростые. 99% предприятия принадлежит акционерному обществу АО «Фирма "Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева"». Владельцами этого АО являются несколько местных хозяйств и неустановленные лица, но вот Николай Иванович Ткачев, между прочим, – никто иной как отец бывшего губернатора Краснодарского края, нынешнего главы федерального Минсельхоза. «Дача президента», «Дача патриарха», вырубка заповедных лесов, три года за надпись на заборе «Саня – вор» – это все про Ткачева -младшего. Удивительно ли, что еще 1% «Кубанского бекона» принадлежит его дочери Татьяне Баталовой? Ранее она была стопроцентной владелицей компании.
Тем не менее ростовский арбитраж встал на сторону столичного банка, к тому моменту уже лишившегося лицензии. Что ж, клан Ткачевых прямо или косвенно контролирует практически все, что происходит в Краснодарском крае, но между Кубанью и Ростовской областью издавна существуют соперничество и легкая соседская неприязнь. Покупка Ткачевыми ростовских предприятий Valinor не могла вызвать энтузиазма у местных властей, опасающихся экспансии влиятельных соседей.
Но «Валинору» некуда было деваться: предприятия холдинга обросли долгами. «Земля отходит Ткачеву, деньги – банкам» – грустно говорил Подольский при оформлении сделки. Сделку, по данным источника Forbes, курировал лично Герман Греф, следивший, чтобы предприятия отошли именно его коллеге по правительству.
Удивительно ли, что выброшенный из бизнеса Подольский «забыл» в тот момент и о купленной яхте, и об обременении, наложенном на продаваемые предприятия?