Что будет, если Максим Ликсутов возглавит Московскую область
Слухи о скорой отставке Андрея Воробьева обрастают все большим количеством подробностей.
Одним из самых перспективных российских политиков считается 41-летний вице-мэр Москвы по транспорту, уроженец Эстонии Максим Ликсутов. Определенные силы мечтают о том, чтобы он возглавил Московскую область…
Издание The Moscow Post сообщает, что нынешний глава Подмосковья Андрей Воробьев уже весной может стать министром по чрезвычайным ситуациям. Хотя бы потому, что вся его работа – это одна чрезвычайная ситуация для региона. А с бывшим главой МЧС Сергеем Шойгу, до сих пор неформально курирующим ведомство, его связывают тесные коммерческие отношения.
В Московской области своего губернатора не любят. Разрушенные дороги, обманутые дольщики, неадекватная «коммуналка», странные эксперименты с вывозом и утилизацией мусора… Кстати, о мусоре – в этом неаппетитном, но прибыльном бизнесе интересы группы Воробьева столкнулись с планами всесильной группы «Ростех», глава которой Сергей Чемезов через подставные организации типа «РТ-Инвест» планирует установить контроль над мусоропереработкой.
Авторы материала ассоциируют Воробьева не только с подмосковным девелопментом, в котором работает его родной брат Максим, но и с местными ОПГ. При этом губернатор, в отличие, скажем, от своего вечного соперника Сергея Собянина, не является политическим тяжеловесом и не может прикрыть сразу всех, кто ищет у него утешения, защиты и немного денег из бюджета.
Неудивительно, что они ищут нового покровителя. И им, по слухам, может стать Максим Ликсутов. Продвигают его наверх Андрей Бокарев и Искандер Махмудов – граждане, которые стали управлять бывшими активами Ликсутова (чиновникам в России формально нельзя заниматься бизнесом). Скажем, Бокарев купил у Ликсутова пакет акций «Трансмашхолдинга» – и мэрия Москвы тут же стала активно закупать у этой компании вагоны метро (41 млрд рублей только в первый год).
Кроме того, Бокарев и Махмудов смогли получить контроль над АО «Мосметрострой», также получающий огромные заказы. В общем, столичное метро функционирует благодаря друзьям вице-мэра, а мэр против этого ничуть не возражает.
Но Москва, несмотря даже на реновацию, конечна, а бизнес должен расти. И группа Ликсутова обратила свое внимание на Подмосковье. Бокарев и Махмудов обсудили кандидатуру своего координатора с Игорем Сечиным и, возможно, с Дмитрием Медведевым.
Московская область может ждать платных парковок, поборов с таксистов, новых скоростных электричек в пять раз дороже обычных и, конечно, массового строительства метро.
Сергей Собянин не возражает против ухода излишне самостоятельного зама. Ликсутов, мягко говоря, не пользуется популярностью в народе, так что на него можно будет свалить все непопулярные решения – разумеется, не отменяя их. В то же время Сергей Семенович надеется, что Ликсутов станет для него своим человеком в Подмосковье. Ему очень нужна Московская область – селить сотни тысяч мигрантов, работающих на стройках реновации, свозить строительный мусор, по возможности выселять тех, кто не согласен с его политикой… С Ликсутовым легче договориться, чем с Воробьевым.
Собянин постоянно дает Ликсутову подзаработать – чего стоит один «Аэроэкспресс», из состава акционеров которого вице-мэр номинально вышел, но фактически продолжает оберегать интересы компании. «Аэроэкспрессу» даны все разрешения, для него убрана под сукно программа прокладки путей для простых электричек во Внуково и Шереметьево, а на старых маршрутах число этих электричек сильно сокращено – как же, белые люди в аэропорт едут!
Есть у Ликсутова и другие развлечения – например, выделение 227 млн рублей американской компании McKinsey на исследование московского метро для определения его миссии. Совершенно бесплатно подскажем Максиму Станиславовичу, что миссия метро – перевозить пассажиров.
Ликсутова также обвиняют в отстаивании интересов служб такси ОАО «14 ТМП», ЗАО «Бенекар», ООО «ТАКСИ» – ради них он даже пытался препятствовать работе международных операторов Gett! и Uber.
Собянин, в свою очередь, по данным издания, потратил немало сил, чтобы замять скандал вокруг офшорных активов Ликсутова – например, ЗАО «Нефтетранспорт», партнера «Газпром межрегионгаз». Также вице-мэру принадлежит 13% кипрской Intellectico Holdings Limited, но нарушения закона в этом никто не нашел.
Но что же делать с Воробьевым? Конечно, пост министра по чрезвычайным ситуациям – это служебный рост. Однако в этом случае Сергей Шойгу теряет Московскую область, где у него масса интересов, а зять работает областным прокурором. Министр обороны попробовал бы предложить на губернаторский пост кандидатуру Руслана Цаликова, но шансы на его назначение невелики: и Игорь Сечин хотел бы ослабить Шойгу, и генпрокурор Юрий Чайка не в восторге от происходящего в области.
Крысиная возня, игра в самолетики под кроватью. Скорее всего, в результате империя Собянина вырастет до внешних границ Московской области – и жители региона прочувствуют все прелести жизни в Москве, кроме ее социальных гарантий. Воробьев же в кресле главы МЧС ничего хорошего не добьется: силовики ведомства просто не примут его всерьез.
В результате перестановки мы получим такой кризис в регионе, с которым не справится никакое МЧС, особенно со столь талантливым руководителем. Но мнения жителей, к сожалению, никто спрашивать не собирается.