Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Зачем на самом деле Собянин отменяет турникеты в автобусах

Забота об удобстве москвичей может быть лишь прикрытием, ведь речь идет о перенаправлении сотен миллионов рублей в нужные руки.

Московские власти начали демонтировать турникеты в автобусах на популярных маршрутах. В ноябре 2011 года мэр Сергей Собянин заявил: «Мы уже начали убирать турникеты из автобусов. Конечный срок – два года». На самом деле ни одного турникета к тому времени не было демонтировано. С нескольких трамвайных маршрутов их убрали уже позже – и то эксперимент не удался. В 2013-м об этом говорил глава Департамента транспорта Максим Ликсутов, в 2016-м глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов.

Новая волна подобных заявлений пошла в конце 2017-го года – и на сей раз слова не разошлись с делами. 72 самых востребованных маршрута остались без турникетов, одновременно выросло число проверок контролерами. Число безбилетников выросло на 12%, зато средняя продолжительность поездки – на пять минут.

А еще совсем недавно такие турникеты были новинкой. В 2002 году Москва потратила около 100 млн долларов на установку комплектов из турникета и его электронной начинки во все автобусы, троллейбусы и трамваи. Исполнителем выступила компания «Солярус», которую возглавляла Ольга Вайт, гражданка Австралии, уже пять лет сотрудничавшая к тому моменту с московским метрополитеном. «Солярус» получила «турникетный» контракт без проведения конкурсов.

Но это был не первый расход Москвы на борьбу с «зайцами». Еще за год до физической установки турникетов Роспатент зарегистрировал «автоматизированную систему оплаты проезда и контроля проездных документов» (АСКП) – «изобретателем» давно известной конструкции стал Михаил Муратов, по странному совпадению муж Ольги Вайт. После регистрации своего гениального открытия Муратов продал права на него компании жены – тому же «Солярусу». И с 2002 года за использование патента «Мосгортранс» вынужденно платит роялти, в среднем 3% от каждой поездки. Известно, например, что за три года 2008–2010 правообладатель получил 910,4 млн рублей.

Соучредителями «Соляруса» были супруги Муратов и Вайт, а также организация «ПР Телеком». «ПР Телекомом» владел Юрий Припачкин, одновременно являвшийся генеральным директором компании «Электронная Москва», принадлежавшей московской мэрии. В свою очередь, гендиректором самого «ПР Телекома» был Сергей Макаренко, занимавший пост заместителя главы Департамента транспорта Москвы.

Собственно, только изложенных фактов хватило бы на возбуждение уголовного дела, констатирует «Роспрес» на основе материалов «Медузы». Но столичные чиновники понимали это не хуже – поэтому уже в 2002 году «ПР Телеком» передал свою долю в «Солярусе» кипрскому офшору с неизвестными бенефициарами, о которых, впрочем, несложно догадаться.

Эту схему, кстати, отрабатывали и в метрополитене – Дмитрий Гаев, много лет возглавлявший московское метро, одновременно был соавтором патента на систему оплаты проезда. Этот изобретатель, впрочем, был скромнее владельцев «Соляруса» – он получил за право использования своей системы всего 12 млн рублей единоразово и потом 12 млн ежегодно. Также в турникетах использовались разработки других изобретателей – например, Ольги Вайт и Михаила Муратова.

Уголовное дело против Гаева впоследствии было прекращено – скорее в связи с безнадежным состоянием здоровья подозреваемого и его нежеланием возвращаться на родину, чем с реальным отсутствием злоупотребления должностными полномочиями.

Вернемся к автобусам. В Мосгортрансе считают, что 3% от стоимости поездки были вовсе не оплатой пользования патентом, а, внимание, «параметром для формирования стоимости договора на информационное обслуживание системы» – бессмысленное сочетание слов. При этом аудит, который Счетная палата провела в 2011 году, считал эти траты именно выплатами держателю патента.

С 2015 года «Солярус» понизил сумму роялти – мы стали отдавать «изобретателям» лишь 2,55% от стоимости наших поездок. С середины 2016 года упоминание патента из договоров исчезло. Кроме того, «Мосгортранс» утверждает, что на валидаторы без использования турникета (в автобусах, где вход стал свободным) патент не распространяется – даже если турникет физически присутствует, но не функционирует.

Но щедрость не помогла «Солярусу», и в конце 2016 года компания уходит из московского транспортного бизнеса: легко выигрывая ранее все тендеры, Муратов и Вайт внезапно начали проигрывать их. Сейчас обслуживанием и АСКП, и системы оплаты в метрополитене занимаются родственные компании «Транстелематика» и «ПэйТранс». Управляют ими также родственники – Александр Рязанов, ранее работавший заместителем председателя правления «Газпрома», и его сын. Новые лидеры рынка выигрывают все тендеры подряд, за три года они заработали на московском транспорте не менее 1,38 миллиарда рублей, выполняя самые разные работы.

Исключением стала поставка новых валидаторов. Вместо отработавшего свое «Соляруса» этим занимается «Сэл групп» – контракты на 597 млн рублей только в 2017 году. Эта организация более известна как исполнитель спецзаказов для силовых структур, а принадлежит она некоей Наталье Кирилловой; в РБК полагают, что она не случайно носит ту же фамилию, что и Владимир Кириллов, возглавляющий службу охранных мероприятий ФСО.

Живет Кириллова в элитном поселке Ящерово, среди известных всей России силовиков. Но глава Росгвардии или Управделами президента вряд ли имеют отношение к трамвайным валидаторам – в отличие от еще одного «ящеровца» Николая Кузнецова, в холдинг которого «К-групп» и входит «Сэл групп». «К-групп» редко разменивается на миллионные контракты, тут мыслят миллиардами. Это крупный подрядчик по заказам «Росатома», «Газпрома», РЖД и, по неофициальной информации, ФСБ (как без спецслужб оборудовать пункты пограничного контроля в «Пулкове»?). Имеются признаки близости «К-Групп» и к банку «Россия», который неофициально называют «кошельком Путина».

Так банальная муниципальная история с городским общественным транспортом, которым, к слову, никогда не пользуется ни один из названных персонажей, по принципу «Копейка рубль бережет» вышла на самый верхний уровень. И, может быть, турникеты-то отменяют вовсе не для удобства граждан, а потому что деньги горожан должны течь только в правильные кошельки?

Полная версия