Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

В битве за управление «Тольяттиазотом» прогремел новый мощный залп

Сюрреализм по-самарски: находящимся в бегах и международном розыске собственникам предприятия удалось добиться ареста нескольких своих противников в России.

Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство ФСБ (попробовал бы он не удовлетворить!) об аресте Сергея Соколова. В России тысячи Сергеев Соколовых, но этот особенный – во время оно ему довелось поработать главой службы безопасности самого Бориса Березовского (через охранную организацию «Атолл»). Впрочем, судить его будут совсем не за это.

РБК сообщает, что Соколова, а также Руслана Мильченко (гендиректор компании «Аналитика и безопасность») и Олега Антошина (экс-руководитель службы безопасности «Тольяттиазота» – ТоАза) обвиняют по статье 222 УК РФ – «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». Вообще говоря, по этой статье прямо сейчас можно было бы посадить все мужское население как минимум двух субъектов федерации, но для этой акции у ФСБ тестикулы, к сожалению, не выросли. Хорошо хоть до Соколова добрались. Одна из частей обвинения весьма оригинальна – инсценировка терактов.

Террариум с азотной атмосферой

Связь силовиков с ОПГ – дело нередкое, вот и на наших героев вышли, раскручивая дело группировки с характерным названием «Законовские», они же «Барыги». У сотрудников ФСБ, несмотря на упомянутые недостатки, есть стиль – арест был произведен после запроса депутата Госдумы Андрея Лугового, который потребовал от генпрокурора Юрия Чайки разобраться в этом деле. Напомним, народный избранник Луговой обвиняется в Великобритании в причастности к убийству Александра Литвиненко, которому в свое время якобы приказали убить того самого Бориса Березовского, которого охранял Сергей Соколов…

Источники РБК сообщают, что Соколов не просто имел интересы на «Толяттиазоте» – промышленном гиганте в Самарской области, – но и заказал информационную компанию против его собственников, нового американца Владимира Махлая и его сына Сергея, которые давно уже избегают появляться на родине.

По мнению следователей, кампания была не только информационной. Чуть больше года назад на территории ТоАза нашли гранатомет и запрещенную исламистскую литературу. Через некоторое время господин Соколов в эфире «Первого канала» прямо заявил, что Махлай-старший имеет отношение к организации ИГИЛ (запрещена в РФ). А Махлая-младшего тогда же обвинили в организации киевского Майдана. Чем невероятнее обвинение, тем скорее ему поверят, говорил идейный предшественник подобных телепередач.

Махлаи подали иск о защите чести и достоинства – в Останкинский суд Москвы, куда они совершенно точно являться не собираются.

Ведь господа Махлаи находятся в международном розыске по делу о мошенничестве – якобы в конце нулевых они присвоили 85 млрд руб. дохода от продажи удобрений компании Nitrochem Distribution AG. Делом занимается Комсомольский районный суд Тольятти.

В свою очередь, противники Махлаев также не выглядят белокрылыми ангелами. Не исключено, что Соколов, Мильченко и Антошин занимались также инсценировкой терактов – этой версией занимается ФСБ, причем – невероятно – с подачи коллег из Службы Безопасности Украины. СБУ задержала любовницу Соколова в августе 2017 года и обвинила ее в том, что она предлагала трем участникам событий на юго-востоке Украины выехать на некие строительные работы в Москву за хорошее вознаграждение. СБУ полагает, что на этих людей, бывших военнослужащих украинской армии, планировалось «повесить» ответственность за запланированные «диверсии и теракты в Москве и не только в Москве» (глава СБУ Василий Грицак не поленился лично прокомментировать это дело).

Птицелов попался в сеть

Как видим, 64-летний уроженец Ташкента Сергей Соколов – человек чрезвычайно широких интересов, и неудивительно, что сразу две контрразведки мечтают его немного «сузить». При этом относиться к Соколову серьезно достаточно сложно, потому что он постоянно путается в словах и меняет точки зрения. Скажем, смерть своего бывшего босса Березовского он по-разному объяснял в 2013-м, 2015-м и 2016-м годах. Его выступления в российских СМИ пестрели яркими утверждениями, общий смысл которых сводился к тому, что все события вокруг России являются результатом заговора российских олигархов и иностранных спецслужб.

Интересную информацию предоставил в свое время телеканал «Царьград» – якобы Соколов, упоминая о связях с хакерами из группировки «Шалтай-Болтай», предлагал бизнесменам и политикам выкуп любой информации за соответствующую мзду.

С Соколовым и Антошиным понятно – они являются частью змеиного клубка, шипящего вокруг «Тольяттиазота». А что же Мильченко, при чем тут «Аналитика и безопасность»?

Увы, эту организацию засветил все тот же разговорчивый Соколов – по его словам, охранная организация «Атолл», которую прекратил финансировать Березовский еще в конце 1990-х, не умерла, а продолжает существовать как Федеральный информационный центр «Аналитика и безопасность». Говоря об этой организации, Соколов употреблял местоимение «мы», хотя в собственниках «Аналитики» не числится. «Мы ведем борьбу с ворами в ранге чиновников или коммерсантов, наша задача – выявление и обнародование фактов коррупционной деятельности с дальнейшей оглаской их в СМИ».

Впрочем, специалисты скептически оценивают столь громкие заявления. По их мнению, никаких реальных расследований подобные организации не выполняют, они просто выступают посредниками по заказам, связанным с возбуждением или прекращением уголовных дел. INFOX.RU недавно писал о тарифах на подобные услуги – и можно только догадываться, какой процент от суммы заказа берут себе посредники, а сколько доходит до следователей, прокуроров и судей.

Как ни грустно, но и арест самого Соколова связан, скорее всего, не с восстановлением справедливости, а с тем, что на облюбованный им участок информационно-коррупционного рынка пригласили более крупного хищника. За соответствующую мзду.

Полная версия