Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Собянин против Путина, Москва против России

Сергей Собянин, некогда выступавший за расширение автономии регионов, теперь пытается обогатить Москву за счет остальной России.

Репутация нынешнего московского мэра Сергея Собянина еще с ханты-мансийских времен оставляет желать лучшего, но до его переезда в Москву никому не было особого дела до уральских вольностей. А вот деятельность Сергея Семеновича в столице видна как на ладони: беспардонные сносы гаражей и киосков, хамская застройка исторических территорий, безумная реновация. Собянин принимает решения «в интересах города», напрочь игнорируя при этом интересы горожан.

Ухитриться создать социальную напряженность в богатой столице прямо перед президентскими выборами – дорогого стоит!

Верный «кудринец», Сергей Собянин повторяет вслед за кумиром призывы сконцентрировать в Москве население и материальные ресурсы с целью сократить логистические расходы и добиться высокой производительности труда, на которую в «остальной России» якобы не способны.

Вспомним недавнее выступление Собянина на Общероссийском гражданском форуме. Мэр гордо заявил, что производительность труда в Москве в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. Особенно велик разрыв с сельской местностью: до семи раз. Собянин всерьез считает, что менеджер сидящего в Москве «Лукойла» полезнее для страны, чем пастух колхозного стада на триста голов. Более того, он считает людей с низким КПД «лишними» для российской экономики: они «по большому счету не нужны», цитирует Сергея Семенович REGNUM. Зато Москва вносит огромный вклад в ВВП страны и федеральный бюджет; за счет «донора» Москвы живут неэффективные регионы.

Дмитрий ОРЛОВ: Где Собянин нашел 15 миллионов «лишних людей»

Все это резко, вызывающе противоречит намерениям руководства страны развивать регионы и внутренний туризм. Пока Владимир Путин призывает вкладывать усилия в восстановление малых культурно-исторических центров, Сергей Собянин говорит о ненужности всего этого, ведь большой производительности труда там не добиться.

Президент последовательно продвигает свою точку зрения: «Каждому малому городу и историческому поселению важно тщательно проанализировать все свои возможности и конкурентные преимущества, определить основные направления для развития, в том числе и для малого бизнеса, для туризма», и это дает плоды: в последнее время у нас становится все больше востребованных мини-курортов, развиваются региональные деловые центры.

Глава России и глава Москвы мыслят взаимоисключающими категориями.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что любимые Собяниным агломерации, несмотря на высокую производительность труда, экономически бессмысленны в российских условиях: «Страна, которая не осваивается – ее нет. Свозить в огромной стране с плохими дорогами всех в несколько больших городов – это значит забыть про страну». Да, в краткосрочной перспективе агломерации дают финансовый эффект благодаря сосредоточению средств в одном регионе, но экономика куда шире чем финансы. Впрочем, временщикам не свойственно инвестировать в будущие десятилетия и тем более века.

Кроме того, агломерация с 20 миллионами жителей, о которой мечтает Собянин, на определенном этапе развития становится контрпродуктивной. В самом деле, где работают все эти люди? Одни в банках, другие в магазинах. Они продают друг другу услуги, но им постепенно нужен рост, иначе предложение услуг будет опережать спрос. Чтобы стабилизировать эту систему, нужны потребители услуг, которые услуги не производят – то есть работники реального сектора, а с ними и сам реальный сектор – тот самый, вместо которого ставленники Собянина строят сейчас «Зиларты».

А промышленность – это обширные территории, это удар по экологии, это знаменитый лондонский смог (да, англичане прошли через соблазн сконцентрировать все в одном городе еще в XIX веке). Такой возможности у Собянина нет, потому что он застраивает любой свободный участок земли толстым слоем жилья. Остается только высокотехнологичная промышленность, но она все равно не может существовать без химии, металлургии, машиностроения. Так что экономия на логистике – она мнимая, агломерация не может быть самодостаточной вещью в себе.

В миниатюре это можно показать на примере моногородов, где закрываются градообразующие предприятия, а вместо них предлагают развивать сферу услуг и выдают под это дело кредиты. Но если реальный завод закрыт, то тупик налицо: услуги услугами, но город умрет без постоянного притока реальных денег. Заработанных кем-то на реальном производстве.

Но бог с ними, с проблемами монструозного города на слиянии Москвы и Яузы. А что будет с отдаленными регионами? Все должны ехать в Москву, призывает Собянин, озабоченный продажами гигантских человейников, которые планируется построить в ходе реновации.

А там, на остальных 17 миллионах квадратных километров? Нет людей – нет инвестиций, нет дорог, нет ничего, кроме мерзости запустения. Мы уже в ходе экономических реформ и оптимизации образования со здравоохранением потеряли свыше 10 тысяч населенных пунктов, что будет дальше?

Сергей Собянин и Алексей Кудрин полагают, что раз в России все равно плохие дороги и ветхая инфраструктура, то с ней и мучиться не надо. Фактически они предлагают эвакуацию людей из России.

Сравните ночную аэрофотосъемку приграничных регионов России и Китая. Темный-темный север и освещенный, цветущий юг. Хотя для Китая это глубочайшая провинция, до Шанхая с Пекином очень далеко, моря рядом нет, земля неплодородная. Но живут! И уже исподволь заселяют Дальний Восток, не пугаясь ни отсутствие инфраструктуры (построим!), ни безлюдность (размножимся!). И наш крестьянин не может соперничать с китайцем, потому что тот прямо по интернету получает беспроцентный кредит в Пекине, а наш должен ехать в большой город и долго унижаться, чтобы получить деньги под 10–12% годовых.

Все это стало возможным только потому, что китайских Собяниных не допустили до власти, а расстреляли или отправили в специальные лагеря для чиновников, бездарно тратящих народные деньги.

Развитие одного региона, одного города без окружающей территории бессмысленно. Даже туристические центры требуют соответствующей инфраструктуры, производства и сферы услуг. Это касается и исторических городов, и природных достопримечательностей. Сравните, сколько зарабатывают американцы на Гранд-Каньоне и сколько мы – на камчатских чудесах. Отставание – в сотни раз.

Именно над этим надо работать, и именно об этом говорит президент России. «Здесь нет проблем, – подчеркивает Журавлев. – Траншею вырыть тяжело, но не сложно. Тут то же самое: нет сложности, есть труд, и его придется вложить много»

Нам нужна не просто транспортная доступность малых городов, но и наличие там современных гостиниц, качественных кафе, рекультивация заброшенных земель вокруг. Регионы этого сделать не могут, потому что все деньги оседают в федеральном бюджете, и право первой ночи тут всегда имеет Москва. Это, кстати, заслуга как раз Алексея Кудрина, который выстроил такую систему в пору своего пребывания на посту министра финансов (2000–2011).

А дальнейшее распухание Москвы вширь и вверх выгодно только тем, кто контролирует ее финансовые потоки.

Полная версия