Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Василий Бровко. Вундеркинд по особым поручениям

30-летний директор по особым поручениям, переименовавший корпорацию «Ростехнологии» в «Ростех», является одним из самых перспективных управленцев России.

Василий Юрьевич Бровко родился в подмосковном Жуковском в 1987 году. Подмосковные города были тогда не слишком комфортным, а зачастую и просто опасным местом, но в «наукоградах» публика все же подобралась чуть приличнее. Информация о родителях Бровко в открытом доступе отсутствует, но известно, что Василий учился в престижном лицее с математическим уклоном, потом поступил в МГУ, причем не на экономический, как планировалось какое-то время, а на философский факультет (отделение политологии). Это был очень показательный выбор – вся его короткая (на данный момент), но необычайно бурная карьера пройдет на стыке политики и экономики. Умение договариваться и умение считать деньги очень пригодились нашему герою.

Как и многие энергичные молодые люди из небедных семей, Василий пытался «мутить бизнес» с первых курсов института. Сперва это был очередной веб-журнальчик Sreda.org с неплохими колумнистами – там Бровко познакомился, например, с Никитой Белых. Вообще, Василий активно и сознательно расширял круг перспективных знакомств, и это постоянно помогало ему в жизни. Просто так, с улицы, в 19 лет на должность продюсера пусть и заштатного, но федерального канала О2ТВ не приходят. Работал Василий с политическими программами, благодаря чему, опять же, познакомился с очень полезными людьми. Продолжился этот процесс и на посту директора дирекции прайм-таймового вещания радиопрограмм ГРК «Маяк» (в 20 лет!). Где-то в это время состоялась и историческая встреча Василия с популярной телеведущей Тинатин Канделаки.

В январе 2008 года, еще до своего 21-летия, Бровко основал очередную компанию – «Апостол Медиа». Первое время это было ничем не примечательное PR-агентство, но все изменилось, когда в дело вошла Канделаки. Она была одновременно и клиентом «Апостола» (организация весьма успешно раскручивала образ телеведущей, что стало одной из причин ее выхода на следующую высоту, топового медиаменеджера), и его пиар-менеджером: связи Тинатин Гивиевны позволили добыть для агентства клиентов очень высокого уровня. В частности, благодаря дружбе Канделаки с женой главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, государственная корпорация доверила формирование своего имиджа именно «Апостолу». И там взялись за дело, засучив рукава: по сообщениям СМИ, одно только рожденное в недрах «Апостола» переименование «Ростехнологий» в «Ростех» обошлось государству в 27,9 миллионов рублей.

Еще одно стороной деятельности «Апостола» считается создание сети интернет-троллей – тех, кого позднее назовут «ольгинскими». Задачами этих неуловимых сетевых агентов считаются как формирование нужного мнения благодаря ведению тысяч блогов и страниц в соцсетях («белый пиар»), так и постоянные атаки на оппонентов через оскорбительные комментарии, жалобы администрации, мелкие провокации и так далее (такой пиар можно назвать «коричневым»). Кроме того, «Апостол» брался и за смежную задачу – раскрутку клиентов в социальных сетях. Им удавалось в кратчайшие сроки умножать число подписчиков в разы; другой вопрос, что далеко не все эти граждане реально существовали. Часто клиент платил фактически за армию ботов.

«Апостолом» Василий руководил в своем неповторимом стиле смеси гопника с интеллектуалом. Молодая команда отлично справлялась с сетевыми играми, но когда речь шла о более серьезных задачах, сказывалась нехватка опыта и профессионализма. Все-таки одно дело – завалить оппонентов в LiveJournal издевательскими комментариями, а другое – сделать настоящий веб-проект для серьезного читателя. На этот уровень агентство, к сожалению, так и не вышло. Зато оно отлично раскрутило своих руководителей, и когда оба заняли нужные позиции, стало просто ненужным. Парный трамплин Бровко и Канделаки (их отношения не были секретом для сотрудников еще в 2011 году, задолго до официального объявления о браке), «Апостол» был закрыт в 2016 году через процедуру банкротства.

Василий Бровко ушел в 2013 году к своему лучшему клиенту – «Ростеху». Государственная корпорация, объединившая под своим крылом огромное количество активов, добавила к технологиям производственным новый тренд – технологии политические. За четыре года работы Бровко дорос до диковинного поста директора по особым поручениям.

«Директор по особым поручениям»… Как звучит – революционно, чрезвычайно, беспощадно! В вашей компании есть такой директор? Едва ли. Не исключено, что Василий Юрьевич в 2016 году сам для себя и придумал название должности. Это, кстати, оказалось заразным – в ноябре 2017-го в «Ростехе» появился второй «особист», Николай Андрианов, но он-то хотя бы выходец из соответствующих органов.

В этом своем качестве Бровко подчиняется напрямую руководителю компании Сергею Чемезову, но своего «отдела по особым поручениям» не имеет. Вольный стрелок. Работа мечты. Что-то очень секретное, не очень законное, требующее решительности, брутальности и пониженной брезгливости. Идеальный пост для Бровко.

Вероятно, идея создания такой должности возникла чуть раньше, когда Василий занимал пост директора по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям «Ростеха».

Никого не удивили откровения айтишника, специалиста по сетевой защите Александра Вяри, который в 2015 году встречался с Василием Бровко в Софии, где последний демонстрировал инструменты по организации DDoS-атак (демонстрируя их работу на сайтах украинских министерств и на Slon.ru) и просил профессиональной консультации по ряду чрезвычайно деликатных вопросов. Зачем солидной государственной корпорации подобные методы – было бы не очень ясно, если бы не бэкграунд Бровко в «Апостоле». Сам Василий Юрьевич, впрочем, утверждает, что речь, напротив, шла о чистых и благородных методах защиты. Через некоторое время отказавшийся от полноценного сотрудничества Вяря обнаружил за собой слежку и был вынужден просить убежища за границей.

Не исключено, что именно не брезгливый, современно мыслящий Бровко обратил внимание своего работодателя на не слишком профильный для корпорации мусорный бизнес. Получить земли в Подмосковье, построить на них на государственные деньги мусороперерабатывающие заводы, брать плату за «утилизацию» и с предприятий, и граждан – золотое дно! Так и возникли «Альтернативные генерирующие компании» под крышей «РТ-инвест». Впрочем, государственное участие нужно «альтернативщикам» лишь для привлечения бюджетных средств, а основные активы записаны на клан Шипеловых-Агафоновых – тех же самых, которые с помощью «Ростеха» и Ротенбергов обирают российских дальнобойщиков через развеселую систему «Платон».

«Ростех» стал сейчас государством в государстве – как когда-то холдинг Гусинского «Мост» или корпорация Ходорковского ЮКОС. Только теперь действия «особых порученцев» освящены эпитетом «государственный» в определении корпорации. Так что перед Василием Бровко открыты «широчайшие поприща», как формулировал любимый им панк-певец Егор Летов.

Почти нет сомнений в том, что Василия ожидает яркая карьера, что мы видим только начало разгона. Работа в государственной корпорации – всегда распутье между политикой и бизнесом. Нам представляется, что предпринимательские таланты Бровко существенно уступают его политическим способностям, так что, вовремя приняв верное решение, он может уже в ближайшее десятилетие оказаться в окружении высших руководителей России.

Ибо «особые поручения» даются там все чаще и чаще.

Полная версия