Как «Зиларт» превратился из арт-квартала в зомби-проект
Старый анекдот про то, что советские автомобильные заводы построены на проклятых местах, находит наглядное подтверждение при застройке бывшей территории ЗИЛа.
В апреле 2017 года пиарщики «Зиларта» опубликовали снятый Василием Сигаревым рекламный ролик с радикальным названием «Z». Сюжет 16-минутного творения заключается в том, что в Москве начинается зомби-апокалипсис, бежать некуда, дороги перекрыты, и единственное светлое и безопасное место – жилой комплекс «Зиларт».
Ирония судьбы в том, что сейчас зомби-апокалипсис начался в самом «Зиларте» – грандиозном жилом комплексе, который строится-строится да никак не построится к югу от Третьего транспортного кольца (между ТТК и наземным кольцом метрополитена), на берегу реки Москвы. Люди, купившие квартиры на стадии котлована по договору долевого участия, обнаружили, что стройка почти замерла. Где краны, где леса, где возбужденные рабочие, переговаривающиеся на непонятных южных языках? Недостроенные и неотделанные дома выглядят мертвым царством, и легко представить, что за высоким забором прогуливаются сытые зомби, отобедавшие работягами и забавы ради повалившие ненужную уже технику…
Официально застройщиком «Зиларта» называет себя «Группа ЛСР». На запрос INFOX.RU о состоянии дел на «Зиларте» в Группе оперативно ответили, что была смена подрядчика, поэтому работы приоставливались, а более подробную информацию для журналистов предоставят, согласовав ее с руководством. Это выглядит как поведение типичного «кабинетного девелопера», способного получить землю или подряд, но после этого отдающего работу на субподряд, оставляя себе лишь общее руководство – так, по-видимому, и произошло с «арт-кварталом».
Запрос мы отправляли под Новый год, руководство, вероятно, уже улетело в более милые его сердцу страны, где зомби не разгуливают по улицам, поэтому более подробный ответ INFOX.RU получил уже после публикации первой версии этой статьи – материал задел за живое. При этом от первого, оперативного комментария застройщик отказался – «До настоящего момента Пресс-служба «Группы ЛСР» не отправляла никаких комментариев INFOX.RU». А нас просто интересовало, почему вообще идет продажа жилья, которое едва строится и неизвестно когда будет построено.
Впрочем, «идет продажа» – сильно сказано. На самом деле интерес покупателей к замершему комплексу сейчас крайне низок. Достаточно приехать, так сказать, на объект, увидеть, что его почти никто не строит – и выбрать более адекватное предложение, благо их в Москве сейчас хватает. В Группе ЛСР указывают, что «Зиларт» входит в тройку самых продаваемых новостроек бизнес-класса Москвы, однако одно другому не мешает – рынок вообще практически замер.
Кстати, откуда взялся бизнес-класс? По видимому, застройщика сгубила жадность. Вместо того чтобы построить на этой загаженной вековым «грязным» производством, пропитанной тяжелыми металлами земле промышленного пояса старой Москвы обычное бюджетное жилье запрещенного сейчас Путиным, но не жизнью «эконом-класса», владельцы земли решили проявить выдумку и назвать свой проект «жилым комплексом арт-класса». Претенциозные буквы «арт» обычно обозначают «искусство», конечно, это было не попыткой заманить к себе богему, а довольно наивным планом соблазнить обычных покупателей виртуальным соседством с этой самой богемой. Планировка «Зиларта» второй и третьей очереди была изменена ради увеличения числа малогабаритных квартир, что, согласитесь, не имеет никакого отношения к самому понятию бизнес-класса.
К тому же история этого клочка земли целиком и полностью связана не с богатым «бизнесом» или нежным «артом», а с самым что ни на есть суровым производством. Еще в 1916 году здесь построили ремонтно-производственные мастерские – затянувшаяся война требовала все больше техники, а технику эту кто-то должен был производить и чинить. В 1925 году завод приобрел гордое название «1-й ГАЗ» (задолго до постройки «настоящего» ГАЗа в Горьком) – Государственный автомобильный завод. Через шесть лет предприятие получило имя Иосифа Сталина, а еще через четверть века Сталина заменили на очень вовремя скончавшегося директора завода Ивана Лихачева. Завод снесли в 2010-х, но память об опытном управленце перекочевала и в название квартала скромной буковкой «Л».
ЗИЛ умирал давно. Само по себе отсталое производство могло продолжаться еще многие годы, как это происходит в Тольятти, Ижевске, Нижнем Новгороде. Но бедой ЗИЛа стало его расположение – слишком вкусной оказалась московская земля после расслоения страны по уровню жизни, слишком большую прибыль сулило изгнание работяг из храма торговцев. Мэрия Юрия Лужкова отчаянно пыталась сохранить исторический завод (ЗИЛы поставлялись в 51 страну мира!), размещала там заказы, приглашала иностранных менеджеров, подыскивала китайских и белорусских инвесторов… Но предприятие было обречено, и кризис 2008 года лишь ускорил процесс, а смена руководства города в 2010 году опустила завесу милосердия над финальной агонией. Остатки автомобильного производства все еще шевелятся, но нет сомнений, что и их скоро сметет волной реновации.
В 2012 году начался снос корпусов на севере промзоны, а теперь дело дошло и до ее юга, где как раз и находится «Зиларт».
Практически прекративший работу ЗИЛ в последние годы и выглядел грандиозным кладбищем несбывшихся надежд, разрушенного производства, забытого социализма. Туда, в эти огромные неотапливаемые цеха без элементарных удобств можно было водить экскурсии граждан, соскучившихся в уютных офисах по советской старине. Сам по себе заброшенный допотопный завод мог на долгие десятилетия стать отличным арт-объектом, изюминкой альтернативной Москвы, привлекающей тысячи туристов-неформалов. Правда, такой подход требует системного мышления и желания работать на перспективу. Но логика многих девелоперов, увы, совершенно иная: продать проект на корню («на стадии котлована»), что-нибудь быстро построить, сменить или закрыть юрлицо. При этом второй этап процесса считается самым незначительным и, более того, обременительным.
Полтора года назад по «Зиларту» прошелся «тайный покупатель» проекта «Новострой-М». Его впечатления оказались положительными, особенно приятно удивило то, что при заявленных на сайте сроках сдачи «лотов» (как здесь почему-то называют здания) летом-осенью 2018 года сотрудники бодро обещали реальную сдачу еще в 2017-м.
Как нетрудно увидеть на фотографиях, объекты в таком виде могут принять разве что зомби, которые не чувствуют ни холода, ни прочих бытовых неудобств. Видимо, чтобы сгладить впечатление от промашки, в декабре 2017-го было организовано интервью главы Группы ЛСР Андрея Молчанова – жутковатый, в тон всему контексту, образец бизнес-уклончивости:
«Мы внутри видим, что продажи растут. А ранее на их снижение мы шли, можно сказать, осознанно».
«Пришлось менять планировки, оптимизировать размеры квартир» (речь о резком уменьшении метража на «Зиларте», фактически выводящем квартал из заявленного бизнес-класса).
«Те, кто будет жить в готовых домах первой очереди, смогут видеть поменьше стройки второй очереди» (речь про «Зиларт»).
«В следующем году с точки зрения продаж все наверстаем, по этому поводу опасений нет».
«На текущий момент мы продали около 1,6 тыс. квартир, то есть 16% всего объема. В домах, которые достраиваются в этом году, продано уже 90% квартир» (речь про «Зиларт»; дома к тому моменту уже не достраивались, техника ушла, но Молчанов об этом молчал). Позднее пресс-служба Группы заявила, что «информация о какой-либо приостановке строительства жилого комплекса «ЗИЛАРТ» не соответствует действительности», опровергая собственное предыдущее письмо о том, что «некоторая приостановка действительно была, и это обусловлено сменой пары подрядчиков». Уже по одному этому несоответствию можно сделать вывод, что верить словам представителей ЛСР нельзя – ранее в этом убедился и незадачливый «тайный покупатель».
«В больших компаниях нередко воруют. Мы систематически пресекаем такие действия».
«Долг действительно увеличивается, но его объем для нас некритичен».
И вишенка на торте:
«По итогам года у нас будет большой плюс. С этим абсолютно никаких проблем».
Хотелось бы, чтобы проблем не было и у покупателей, но вот с этим как раз, простите за тавтологию, большие проблемы. Одним из свидетельств этого является рост числа объявлений о переуступке прав на еще не построенные квартиры в «Зиларте» (то ли спекулянтам срочно нужны деньги, то ли покупатели уже не верят в благополучную сдачу проекта).
Упомянутое интервью было опубликовано одновременно с началом масштабной рекламной кампании, в которой задействованы звезды уровня Тимати и Ирины Шейк (можете представить себе размер их гонораров). «Зиларт» сейчас везде, причем стимулирование продаж активизировалось как раз в декабре 2017 года, одновременно с приостановкой работ и сменой подрядчиков. Сопоставив два этих факта, можно сделать вывод, что у застройщика, возможно, просто нет денег на достройку даже первой очереди квартала или у них сменились приоритеты по достройке своих объектов и Зиларт в них не попал.
Вы, кстати, обращали внимание на то, что на сайте московской мэрии все фотографии с подписями типа «Сергей Собянин инспектирует застройку ЗИЛа» датированы 2014–2016 годами? Сейчас мэру попросту нечего инспектировать. Нынешний «Зиларт» – территория повышенной опасности во всех смыслах, и хочется надеяться, что всем участникам процесса – мэрии, застройщику, а главное, покупателям – удастся выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. Не факт, что у компании, есть деньги на сдачу объектов в срок. Почему ушла «пара подрядчиков», как проводится тендер по подбору новой строительной компании, как сильно сдвинутся сроки сдачи объектов – неизвестно. Зато наружная реклама продолжает показывать народу прекрасные новые кварталы на берегу голубой реки, в которой отражается… над всем «Зилартом» безоблачное небо.