Москва
22 ноября ‘24
Пятница

От Платона до «Платона»: как правильно уничтожать российский бизнес

Россия никогда не поднимет экономику, если будет снижать налоги на добычу полезных ископаемых и повышать их для производства и логистики.

В который уже раз обострилась ситуация вокруг системы «Платон» («ПЛАта за ТОНны»). 26 декабря на пикет вышли новосибирские дальнобойщики с плакатами «"Платон" – могильщик для малого бизнеса!», «Хватит плодить "платоны" – пора строить заводы», «"Платон" – рэкет под крышей правительства».

В тот же день 35 часов обязательных работ получил екатеринбургский водитель Максим Фокин за абсолютно законный одиночный пикет. «Дело» фактически развалилось в суде (для одиночных пикетов в России не требуются никакие разрешения и согласования), но судья не посмела этого признать. Впрочем, по негласной, но общеизвестной судейской этике символическое наказание приравнивается к оправданию.

Пикет Фокина прошел в первый день Всероссийской акции протеста, когда водители большегрузных автомобилей 10 дней отказывались от заказов, чтобы привлечь внимание к тройному налогообложению – через «Платон», транспортный налог и акцизы на топливо. Пикеты новосибирцев знаменовали окончание этой акции.

В результате забастовки водителей многие новогодние посылки не нашли своих получателей в нужные сроки, так что все популярные службы доставки завалены жалобами клиентов. Хотя в этой цепочке (клиент – интернет-магазин – служба доставки – подрядчик-дальнобойщик) виноватых нет. Все пострадавшие, все проигравшие.

Кто же победитель? Кому все это надо?

Qui bono

Официозное РИА Новости, регулярно обновляющее подборку «Одиннадцать вещей, которые необходимо знать о системе "Платон"», никак не добавит 12-ю, главную – кто на этой системе наживается.

Ведь самое скользкое место «Платона» – его оператор. «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТТИ) в равных долях принадлежит феерическому ООО «РТ-Инвест» и Игорю Ротенбергу.

Про «РТ-Инвест» можно складывать былины. Компания с 25-процентным государственным участием почему-то предпочитает участвовать исключительно в тех проектах, где есть государственные же деньги – может, и потому, что больше никому не придет в голову доверить свои деньги Андрею Шипелову (INFOX.RU публиковал большой текст об империи Агафоновых-Шипеловых, а также расследования деятельности «РТ-Инвест»).

А фамилия «Ротенберг» давно уже вызывает аллергию у всех людей, связанных с российским бизнесом – непотопляемое семейство, выигрывающее практически все суды внутри России, и захватывающее все больше и больше проектов, связанных, опять же, с бюджетным финансированием.

Сам выбор подрядчика осуществлялся в непрозрачной форме, без конкурса – и мог бы стать предметом отдельного расследования.

К тому же «Платон» стал еще одним доказательством большой лжи премьер-министра Дмитрия Медведева, который объявил о моратории на рост налогов – и именно в это время, как грибы после дождя, стали появляться всевозможные «сборы». Прекрасен русский язык! Мы не повышаем налоги, ведь сборы и взносы – совсем другие слова, хотя на деле это совершенно одно и то же. Впрочем, напрямую обещание Медведева тоже нарушали – спросите предпринимателей про налог на недвижимость.

Пакт Шипелова–Роттенберга

«Платон» здорового государства выглядел бы так: предприниматели платят определенную сумму (по одной статье, не распределяя ее на разнообразные акцизы, налоги и сборы), она поступает в бюджет, который финансирует ремонт и строительство дорог и мостов. Минус в том, что подрядчиков на строительство каждый раз пришлось бы выбирать на открытом конкурсе, и нежелательные участники если и не победили бы, то как минимум завалили бы претензиями.

Поэтому мы нашли свой, особый путь. У нас появился оператор, который собирает деньги с дальнобойщиков и получает за этот труд деньги от государства. Немалые, кстати, – 10,6 млрд руб. в год. Для сравнения, на социальные доплаты к пенсиям недавно было выделено 7 млрд руб.

Таким образом, РТТИ оказывается в месте слияния двух денежных потоков – из бюджета и из карманов предпринимателей. Более того, создание системы обеспечило тоже государство – «Газпромбанк» выдал кредит на 27 млрд руб.

При этом договор концессии, столь дорого обошедшейся всем гражданам России, является коммерческой тайной и охраняется от этих самых граждан! В открытом доступе есть некий документ, опубликованный Алексеем Навальным, но нет большого смысла копаться в ворованном материале – такие соглашения должны быть заведомо открытыми.

Что происходит дальше? Собрав деньги с тех, других и третьих, РТТИ тратит их на обеспечение собственной деятельности, а также на дорожные работы. Операторы «Платона» не жалеют денег на рекламу своей деятельности, навязчиво сообщая, что такой-то мост отремонтирован именно на средства системы – люди должны понимать, куда идут их деньги.

К сожалению, в рамках этой статьи невозможно сопоставить доходы и расходы РТТИ. Декларировалось, что бюджет получит от деятельности компании порядка 20 млрд руб. На самом деле это, конечно, не прибыль, а экономия – деньги, которые могли бы быть потрачены из бюджетов разных уровней, тратятся теперь из собранных с дальнобойщиков средств.

Но даже без аудита неизбежно встает другой вопрос – как же страна много лет функционировала без подобных сборов? Товары доставлялись, дороги и мосты строились и ремонтировались… В той же Москве и области идут грандиозные – и не очень нужные России – дорожные стройки без всяких денег «Платона». Заморозить бы развитие столичного региона да пустить эти деньги на строительство инфраструктуры за МКАД – и терроризировать дальнобойщиков не пришлось бы.

Расхождения в цифрах

Главный спор вокруг «Платона» состоит в определении его влияния на рентабельность перевозок и, как следствие, рост розничных цен. Минтранс сообщал о потерях в 1,1% на уровне перевозок и практически нулевом в конечном итоге, однако Минэкономразвития – еще при Алексее Улюкаеве – приводило совсем иные цифры: при взимании платы по полному (а не усеченному, как в первый год работы системы) рост стоимости перевозок составит до 25% в среднем и до 46% в отдельных случаях. Для страны, где логистическая составляющая в цене товара уступает аналогичному показателю разве что на островах Океании, это очень чувствительный рост. Улюкаева через месяц на всякий случай «взяли с поличным», а его место занял молодой и перспективный выходец из Минфина, где с радостью одобряют любой новый налог.

В начале 2017 года тариф «Платона» составлял 1,53 руб. за километр пробега 12-тонника, с апреля он вырос до 1,91 руб., на 2018 год заложена индексация до 2,15 руб. (много выше инфляции!), на 2019-й – до 2,24 руб. (очевидная ложь, эти люди никогда не ограничатся девятью копейками).

Изначальный тариф «Платона» составлял 3,73 рубля. То есть за право доехать от Москвы до Петербурга (670 км) дальнобойщик должен был выплатить 2500 рублей дополнительно ко всем остальным сборам, налогам и акцизам. Это существенный удар по высококонкурентному и, как следствие, малорентабельному бизнесу – и царский подарок железным дорогам, которые заблаговременно увеличили тарифы на грузоперевозки.

Да, большегрузы несут серьезную ответственность за снижение качества дорог (они не могут иначе, они так устроены) – но меньшую, чем собственно дорожники, укладывающие заведомо некачественное покрытие. Вот только о судах над такими подрядчиками (а также чиновниками, выделяющими на асфальтирование дорог заведомо смешные деньги) ничего не слышно.

Массовые протесты все-таки заставили власти отступить от «шоковой терапии», но и уменьшенный, «льготный» тариф тяжким грузом лег на бизнес. И дамокловым мечом висит над ним возможность снятия этих льгот в любой момент и возвращение к первоначальному, «экономически обусловленному» размеру взносов.

При этом цены на нефть стабилизировались на достаточно высоком уровне, так что уже нельзя говорить о тяжелом положении бюджета, не способного обеспечить страну самым необходимым. А то, что в бюджет попадают лишь крохи национального благосостояния – совсем другой вопрос.

Чтобы чужие боялись

Шофер – самая распространенная профессия в России. Нельзя даже сравнивать значимость автоперевозок в России и других странах, исключая разве что США, где тысячи траков также ежедневно перемещают грузы от океана и до океана. Около пяти миллионов россиян называют себя водителями, это более 7% работающих! Отстают даже продавцы, разнорабочие и учителя – следующие по популярности профессии (данные «Российской газеты»).

И настойчивое продвижение системы «Платон», а также введение и рост акцизов на топливо –свидетельство нового и очень опасного тренда. Власть больше не заботится о своем электорате, одной из основ которого являются как раз простые работяги, в свободную минуту отдыхающие перед телевизором. Вывести на митинги протеста свою главную опору – это, согласитесь, надо было постараться. Да, пока еще виноваты «плохое правительство», а не «хороший Путин, который просто не в курсе», но лед уже тронулся – и поддержку водительского сословия Кремль в существенной степени потерял.

А значит, действующая российская власть больше не нуждается в друзьях внутри страны, кроме полиции, Национальной гвардии, судебно-прокурорской системы, УФСИН и «Первого канала». Этих будут кормить до последнего. За счет остальных.

В самом деле, не богатеть же каким-то перевозчикам. «Переход из одного сословия в другое – величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением» – писал в своем трактате «Государство» настоящий Платон, первый фашист в истории человеческой культуры. И нами, кажется, управляют во многом по его заветам.

Полная версия