Это провал, Семеныч: почему так плохо работает московская пропаганда
Новостной спам, подкуп блогеров, скупка СМИ, ложь и умолчание – основные инструменты работы с общественным мнением в Москве.
Любопытным расследованием – вернее, попыткой расследования – отметилась «Медуза». Штатный борец с мэрией Иван Голунов попытался воссоздать анатомию «московской машины пропаганды». Никаких шокирующих фактов там нет, но грандиозная панорама деятельности мэрии в сфере рассказов про свои успехи впечатляет. Мюнхгаузены и Геббельсы из собянинского окружения создали настоящую медиаимперию, через которую из столичного бюджета выкачиваются миллиарды рублей. INFOX.RU также с удовольствием изучает московскую саморекламу, вот лишь несколько примеров статей, где упоминаются методы создания культа личности Собянина и пропаганды деятельности мэрии:
Собянин создал в Москве департамент СМИ и рекламы (2010 г.)
Сергей Собянин. Житие великого администратора
Александр Горбенко: негромкий рупор правительства столицы
Анастасия Ракова. Эффектная загадка московской мэрии
При этом надо понимать, что мэр Собянин, вице-мэры по идеологии Ракова и Горбенко, руководитель департамента культуры Кибовский – отнюдь не какие-то злые Бармалеи, мечтающие испортить жизнь москвичам. Нет, все они, кроме, возможно, милой дамы, – вполне добрые люди, искренне желающие сделать город лучше и удобнее, не в ущерб, конечно, собственным интересам.
Далеко не все траты можно назвать бессмысленными. Скажем, 14,75 миллиона рублей на кинофестиваль «Лучезарный ангел» Фонда социально-культурных инициатив (директор – Светлана Медведева) – это нормальная, разумная цифра. Или проведение в Печатниках фестиваля «Доброе кино возвращается!», над которым так иронизировали противники мэрии, видимо, считающие, что жители богом забытых Печатников не достойны ничего доброго.
Мэрия потратила 210 миллионов рублей за 2 года (тоже не запредельная цифра) на поддержку книгоиздания. Благодаря ей увидели свет «Очерки истории артиллерии Государства Российского», серия «Занимательная зоология», собрания сочинений Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой (людей, заведомо предельно оппозиционных любым режимам). Здесь мы можем быть только благодарны мэрии (хотя не забываем, что она всего лишь распределяет наши деньги).
Но это копейки на фоне тех средств, которые идут на пропаганду. Крупнейший получатель подобной финансовой поддержки – холдинг «Москва Медиа», содержание которого обходится более чем в 4 млрд руб. в год. В холдинг входят телеканал «Москва-24», сайт M24.ru, радиостанции, информагентство «Москва». Немало получают и «Московские информационные технологии» – по несколько миллиардов в год. «Медуза» подсчитала, что только два указанных холдинга размещают в среднем по 28 страниц формата А3 «заказухи» ежедневно. При этом указанных денег журналистам мало: скажем, ролики о прекрасной работе столичных властей по благоустройству города они снимают по отдельным договорам.
Впрочем, журналистикой здесь на самом деле и не пахнет: воюют на этом фронте не умением, а числом. Типичным приемом работы собянинских медиамыслителей является спамерское воздействие на популярный сервис Яндекс.Новости – создав десятки сайтов префектур и районов, мэрия зарегистрировала их как СМИ и стала проталкивать в тренды «новости», которые выгодны исключительно городским чиновникам. Ярчайшим примером такой деятельности являются события 26 марта 2017 года, когда московская полиция разгоняла уличную акцию против коррупции, а мэрия завалила «Яндекс» новостями о проведении фестиваля «Ворвись в весну» и о гололеде на улицах города. Поисковый гигант пытается как-то бороться с подобными атаками, но формальных оснований для этого недостаточно: по букве закона все верно. И так будет продолжаться до тех пор, пока Сергей Собянин верит, что если о событии не говорить, то его как бы и не было.
Работа редакций таких «изданий» обходится более чем в 30 млн руб. в год на каждый административный округ. При этом пользы от этих творческих рерайтов – абсолютный ноль, то есть перед нами разбазаривание городских денег в химически чистом виде. Одной этой истории достаточно для хорошего уголовного дела о нецелевом расходовании средств (УК РФ, ст. 285.1) и превышении служебных полномочий (УК РФ, ст. 285), ибо ни у кого в должностных обязанностях не прописано создание информационного шума и утаивание важных новостей.
Механизм финансирования нужных публикаций стандартен – субсидии, распределяемые через конкурс. Скажем, в начале 2018 года мы узнаем, кто получит 939 миллионов за «информирование населения города Москвы и РФ о политической, экономической и социальной жизни города». К тому же субсидии с завидным постоянством достаются одним и тем же людям – скажем, компании Юрия Сорокина «Единая редакция» и компания «Курьер» Сергея Моисеева (на секундочку однокашника собянинского «министра пропаганды» Александра Горбенко), а это может быть уже признаком куда более серьезного преступления.
Есть в списке и откровенно идиотские вложения. Скажем, по миллиону в год получает от мэрии Деловой совет по сотрудничеству с Индией на издание своего, признаем, никому не нужного журнала. Зато Совет этот возглавляет Сергей Черёмин, по совместительству руководитель департамента международных связей мэрии Москвы.
Отдельный вопрос – работа с блогерами и социальными сетями. Очень странно (не исключено, что в зависимости от финансирования) скачут настроения, скажем, Артемия Лебедева и Ильи Варламова – первый, впрочем, вполне официально сотрудничает с мэрией, через свое агентство наводняя Москву чудовищными пиктограммами и нечитаемыми надписями. В открытую работает программа хештегов #жизньналаживается и #мэрсобянин, под которым второстепенные певицы и актрисы (Бузова, Нюша, Хилькевич, Айза, Литвинова) рассказывают подписчикам о том, как прекрасно стало жить в Москве. Этичность подобной «работы с аудиторией» вызывает большие вопросы, кроме того, не факт, что оплата подобной деятельности (если эта оплата, конечно, вообще есть) ведется через «белые» договоры с выплатой всех положенных налогов и сборов.
В целом все сказанное выше складывается в очень печальную картину. Москва тратит на рекламу своих достижений порой больше, чем на сами достижения: скажем, великое переселение из хрущевок еще толком не запущено, а на информационную артподготовку уже потрачены сотни миллионов рублей. Причем потрачены безрезультатно: Александру Горбенко так и не удалось убедить москвичей, что насильственный отъем собственности с предоставлением компенсации на усмотрение отбирающего – это хорошо.
Город тратит на пропаганду деньги, сравнимые с бюджетом небольшого государства, и тратит их совершенно бездарно. Это больше, чем преступление – это глупость.