Игра в дурачка: новосибирский след в японских технологиях мусоросжигания
Похвальный патриотизм проявляют компании, намеренные строить мусоросжигательные заводы в Подмосковье: подряд на проектирование они отдали отечественному разработчику. Но это вызывает новые и новые вопросы...
Любопытнейшая новость появилась на сайте новосибирской компании КОТЭС, которая позиционирует себя как «одно из ведущих инжиниринговых предприятий России». 21 ноября пресс-служба КОТЭС сообщила, что организация получила заказ на «проектирование первого в России мусоросжигательного завода, вырабатывающего электроэнергию». Завод должен быть построен в Московской области.
Надо сказать, что для новости о факте заказа в тексте слишком много информации. Так, нам уже сообщают, что «более половины комплектующих и оборудования произведут в России – котлы, турбину, генераторы и так далее. Горелки и решетка котла, частично – фильтры будут покупаться за рубежом». Кажется, что еще не приступив к проектированию, в КОТЭС уже знают, где и что заказывать. Это могло бы объясняться большим опытом компании, но сочетание «первый в России» убеждает, что такого опыта как раз и нет.
Представитель КОТЭС Александр Попов, однако, пояснил нам, что договор подписан еще в конце августа, и работа над проектом идет вовсю. Причем выстроена она поэтапно – каждую готовую часть проекта можно запускать в производство, не дожидаясь подготовки следующей части. Технология сжигания – японско-швейцарская, вся строительная и инфраструктурная составляющая – наша.
Заказчиком выступает компания АГК-1 (входит в структуру «Ростеха»), созданная специально под этот проект, мгновенно выигравшая инвестиционный конкурс. Но не надо думать, что АГК-1 принадлежит государству, как сам «Ростех». Стопроцентный владелец компании – ООО «РТ-Инвест финанс», в котором 20% принадлежат компании «РТ-Инвест», а 75% – удивительному бизнесмену Андрею Шипелову. Более того, в самом «РТ-Инвесте» «Ростех» имеет лишь блокирующий пакет. Таким образом, перед нами практически стопроцентно частная контора, лишь прикрывающаяся именем государственной корпорации – с полного ее, корпорации, одобрения.
Но самая соль сообщения КОТЭС в том, что оно в значительной степени противоречит всем заявлениям представителей «РТ-Инвеста» и АГК-1. Ведь петербургское ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены» (ИПЭГ) уже сделало ОВОС – «оценку воздействия на окружающую среду», причем эта оценка подверглась жестокой критике на общественных слушаниях. Но, простите, на какой проект делалась ОВОС, если новосибирские товарищи еще даже не приблизились к окончанию разработки? В КОТЭС пояснить эту ситуацию не смогли. Опять же, по какому проекту уже ведется госэкспертиза, если проекта не существует?
Эколог-эксперт Елена Есина недоумевает:
«Государственная проектная экспертиза представляет собой один из самых главных инструментов управления территориальной и строительной деятельности. Она позволяет предотвращать появление объектов недвижимости, возведение и последующая эксплуатация которых противоречат нормам конструктивной надежности. Проектная экспертиза проводится в соответствии с регламентом Градостроительного Кодекса России. Постановлением Правительства РФ № 145 было утверждено положение о государственной экспертизе проектной документации, в котором подробно описываются правила организации и проведения данных мероприятий.
Для этих мероприятий необходимо подготовить документы, перечень которых регулируется: статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ; а также специальным Положением «о проведении и организации государственной экспертизы…», утвержденным Постановлением Правительства № 145 от 05.03.2007.
А вот материалы ОВОС, разработанные ИПЭГ по заказу проектной организации, – это эссе на вольную тему. В материалах отсутствует конкретика, нет паспортов на оборудование, сертификатов, данных для объектов аналогов. В соответствии с законодательством материалы ОВОС являются частью проектной документации и предоставляются в одном комплекте с проектной документацией, выполненной в полном объеме.
Отдельные разделы нельзя предоставлять на экспертизу, т.к. это является нарушением Градостроительного Кодекса РФ, постановлений Правительства РФ и других нормативно правовых актов».
Судя по всему, ОВОС действительно пройдена, но не проектом, а технологией. Той самой, по которой в Японии и Швейцарии действительно сжигают мусор – примерно 20%, ибо остальное утилизируют иными методами. У нас же будут сжигать все подряд, 95%. В Новосибирске это понимают, но поделать ничего не могут. Кнопка, на которую там нажимают, белая и чистая – да и кто бы отказался от такого заказа?
Таким образом, пока швейцарские инвесторы раздают интервью о безопасности проекта, суровые новосибирские разработчики только разрабатывают этот проект. С российской спецификой, с игрой в дурачка и лицами пониженной социальной ответственности.
Ведь именно такими лицами теперь выглядят подмосковные участники данной комедии, пытающие обмануть жителей-дурачков. Напрасно, ох напрасно новосибирцы похвастались наличием заказа. Теперь им приходится как-то выходить из сложной ситуации, прикрывая собой лукавых околоростеховских менеджеров.