Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:59
Москва
21 января ‘25, Вторник

Андрей Шипелов. Бизнесмен без биографии

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Один из самых открытых и разговорчивых бизнесменов России собирает деньги инвесторов под убыточные проекты утилизации мусора и сбора денег с дальнобойщиков.

Этот текст задумывался как краткая биография одного из самых успешных молодых бизнесменов России Андрея Шипелова. Однако Андрей Евгеньевич – человек, несмотря на свою публичность, стеснительный, и говорить о детских и юношеских годах не любит. Так сильно не любит, что даже дату и место рождения этого человека знают лишь самые близкие его друзья.

Реальные следы Шипелова – этого человека без детства – прослеживаются лишь с 2007 года, когда он стал директором по развитию Российской венчурной компании (государственного фонда). Откуда пришел этот джентльмен – сложно вычислить, даже несмотря на его почти уникальную фамилию (Шипиловых и примкнувших к ним Шепиловых куда больше).

Совсем не исключено, что в какой-то момент наш герой менял фамилию и, возможно, имя.

«РТ-Инвест» и остальные

Что ж, перейдем к его биографии последнего десятилетия. Официальная биография Шипелова начинается с того, что он закончил Волго-Вятскую Академию государственной службы (известную организацию по выдаче корочек, ныне преобразованную в Нижегородский институт управления), специализировался на государственном регулировании экономики. Иных подтверждений этого факта нам найти не удалось, но вряд ли тут есть смысл лукавить.

Известно, что в 2009-12 годах Шипелов в числе прочих проектов разрабатывал стратегию комплексной модернизации жилищно-коммунального хозяйства Волгограда – поэтому в том, что город до сих пор выглядит, как на следующий день после войны, есть и его заслуга.

Задерживаться на государевой службе Андрей Евгеньевич не захотел; впрочем, судя по моложавому внешнему виду нашего героя, все перспективы у него впереди. Известно об удивительно удачных вложениях Шипелова в самые разные сферы – везде он умудрялся получать десятки и сотни процентов прибыли (при этом источник его собственных средств столь же туманен, как и биография). Да и к государственным деньгам он по-прежнему причастен: через ООО «Царицын-Капитал» ему до последнего времени принадлежали почти 75% компании «РТ-Инвест», 25%+1 акция которой – у госкорпорации «Ростех». Завидное партнерство. Ранее у «РТ-Инвеста» (точнее, у «Царицын-Капитала») был еще один совладелец, единорос Вадим Агафонов, депутат городской думы Нижнего Новгорода, по совместительству тесть господина Шипелова, однако, судя по последним данным, он вышел из этого бизнеса. К слову, одним из первых приобретений «РТ-Инвест» стал нижегородский оператор переработки отходов «Агжо», 50% которого принадлежали все тому же Агафонову.

После выхода тестя из дела Шипелов продал более половины своей доли председателю совета директоров еще одного пожирателя бюджетных средств, «АвтоВАЗа», Сергею Скворцову. Добавим для полноты картины, что в «РТ-Инвест» засветился также Антон Сергеевич Сторчак, сын заместителя министра финансов. Вообще, околобюджетные кормушки для сыновей и дочек заслуживают отдельного разговора, но и здесь мы еще пару раз столкнемся с талантливыми отпрысками.

Откуда деньжата?

Судя по всему, лифтом для финансовой карьеры Шипелова и источником упомянутых средств послужил именно нижегородский мультимиллионер Агафонов, сумевший выдать дочку за столь талантливого зятя. Владелец нескольких десятков объектов недвижимости в родной области и Москве, учредитель или владелец нескольких десятков ООО, он стремится к неприкосновенности, но не к публичности.

Екатерина Вадимовна Шипелова, в девичестве Агафонова также задействована в бизнес-схемах отца и мужа, правда, дама она, судя по всему, брезгливая – «Нефтегазэкопроект» и «Леннедвижимость» ее устраивают, а вот мусорный бизнес – увы. В остальном же Екатерина Вадимовна всеядна, ее следы прослеживаются в четырех ООО, и все они зарегистрированы в разных российских регионах: помимо любимых ее мужем Татарстана и Нижегородской области здесь еще и Москва, и Ленинградская область. Упомянутый «Нефтегазэкопроект» с уставным капиталом 10 тыс. руб., к слову, на 80% принадлежит все тому же «РТ-Инвесту». После решительного входа Скворцова в «РТ-Инвест» 20% Шипеловой уже не позволяют семье контролировать «Нефтегазэкопроект» – 35% ее мужа в «РТ-Инвесте» дают ему лишь 28% в дочерней компании, зарегистрированной, к слову, в том же доме на Большой Татарской в Москве, что и сам «РТ-Инвест». Впрочем, едва ли остальным совладельцам интересен этот маленький семейный бизнес по «оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров».

Получив в свое распоряжение долю авторитета «Ростеха», Андрей Шипелов занялся не только, да и не столько консолидацией «мусорных» активов, сколько привлечением денег инвесторов. Он отправился в Люксембург, где основал закрытый ПИФ «РТ-Инвест Глобальный Технологический I». Это совершенно замечательная организация, куда «РТ-Инвест» вложил порядка 5 млн долларов, а остальное – неназываемые инвесторы, г-н Шипелов проговорился лишь об одном, «Новикомбанке». Который принадлежит… госкорпорации «Ростех»! В целом же управляющая компания «РТ-Инвест» планировала привлечь в свой ПИФ не менее миллиарда долларов. Понятно, что никакой инвестор не будет вкладываться в частную лавочку человека без детства – для этого и нужно участие «Ростеха» и его банка, нужны заветные буквы РТ в названии компании, нужны сказки о невероятной прибыльности мусорного бизнеса в России.

Эта формула так понравилась Шипелову и его друзьям, что впоследствии были основаны еще два фонда с таким же названием, но с номерами II и III.

Куда же без «Платона»

О мусорном бизнесе Шипелова и компании мы не раз писали. Чтобы не повторяться, дадим ссылки на самые интересные материалы:

Компании «Ростеха» выиграли «мусорный» тендер без конкуренции

Сжигать или перерабатывать: битва за русский мусор

Министр экологии Сергей Донской считает что мусоросжигание и мусоропереработка – это одно и тоже

В Год экологии в Москве и Подмосковье запрещены экологические митинги

Но не мусором единым жив талантливый инвестор. Так, на сайте «Ростеха» с гордостью сообщается:

«РТ-Инвест» является собственником и инвестором проектной компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), реализующий проект по созданию системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам в России. Эта система уникальна и не имеет аналогов в мире как по покрытию – более 50 тыс. км автомобильных дорог, так и по количеству пользователей – около 2 млн. грузовиков», так и по бессовестности ее инициаторов, добавим мы. Речь идет, конечно, о всем известном «Платоне», оператором которого на равных владеют «РТ-Инвест» и Игорь Аркадьевич Ротенберг, сын бизнесмена из ближайшего окружения президента.

«Платон», вопреки распространенному заблуждению, – не налог, а чисто коммерческий сбор, направленный не на пополнение бюджета, а на улучшение качества дорог за счет тех, кто эти дороги главным образом разбивает – грузовиков-двенадцатитонников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что проект – убыточный, зато на полученные средства, например, в Нижнем Новгороде открылся долгожданный мост через Волгу (из 5,7 млрд руб. общего бюджета проекта 3,6 млрд – поступления от «Платона»), реализуются другие значимые проекты. Иногда их операторами являются структуры Ротенбергов, иногда нет.

Вот только введение подобного сбора в период экономического кризиса означает банальное перекладывание денег из системы малого и среднего бизнеса в карманы Ротенбергов и Агафоновых-Шипеловых.

* * *

Кем на самом деле является в этой схеме наш герой – наемным зицпредседателем или реальным выгодоприобретателем – мы обязательно прочтем позже. Может быть, в автобиографии Шипелова, Ротенберга или Скворцова, может быть, в журналистском расследовании, а может быть и в решении суда.

Реклама