Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Ксения Собчак. Кремлевский кандидат творческой оппозиции

Счастливая мать и жена, первая светская львица страны сыграет второстепенную роль в новом спектакле «Выборы президента России в 2018 году»

Намерение Ксении Собчак баллотироваться на президентских выборах 2018 года поделило оппозицию на две неравные части. Большинство отказывают молодой (вечно молодой) женщине в моральном праве претендовать на главную должность в государстве, меньшинство упрекает оппонентов в нарушении собственных демократических принципов. Поддержим вторых: Ксения Анатольевна имеет право избирать и быть избранной. Другой вопрос – с каким багажом она подошла к столь значимому шагу.

Папина дочка

Ксения Собчак, стала известной, а потом и знаменитой очень рано. Она родилась в ноябре 1981 года в почтенной ленинградской семье: ее отец был доцентом юридического факультета Ленинградского университета (а когда дочери не было и года, стал профессором), мать работала в Ленинградском институте культуры. Необычные фамилия и внешность Ксении Анатольевны – результат сложного смешения национальностей: в ее отце текли польская, украинская, чешская, русская кровь; мать добавила еврейских корней – и получился яркий, эпатажный, очень неглупый ребенок. Знакомый с нынешним президентом с младых ногтей: подполковник Владимир Путин с начала 1990-х захаживал в гости к Собчакам. Анатолий Александрович к тому времени стал мэром Санкт-Петербурга, а его супруга Людмила Нарусова начинала штурмовать вершины рейтингов Forbes: у скромного библиотечного «синего чулка» внезапно открылся предпринимательский дар.

Собственно, вся нынешняя элита, все нынешние «питерские» прошли через дом Собчаков. Все они знали общительную сообразительную девочку, все наблюдали ее взросление, поздравляли с поступлением в институт… А поскольку все они – в первую очередь люди и уже во вторую министры и олигархи, через такие вещи переступить им очень сложно. Своеобразную охранную грамоту Собчак получила в наследство от отца, которого именно премьер-министр Владимир Путин спас от обвинений в коррупции.

Нет сомнений, что все позднейшие эскапады Ксении в Кремле до сих пор воспринимают как детские игры взбалмошной, но симпатичной девчушки. Дочери человека, который вывел их в люди. Обидеть ее – не по понятиям.

Анатолий Собчак был высококультурным человеком, имел определенные, пусть и весьма своеобразные моральные принципы, но, судя по результатам его деятельности, оказался очень слабым управленцем. В городе его не любили – особенно обидным это выглядело на фоне высочайшего рейтинга москвича Юрия Лужкова. И в 1996 году Собчак проиграл выборы собственному заместителю Владимиру Яковлеву (о чем жители города весьма скоро пожалели; впрочем, еще больше они пожалели, когда Яковлева сменила Валентина Матвиенко). Ксении тогда было 14 лет.

«Позор МГИМО»

После школы девочка пошла в петербургский университет, на факультет международных отношений. Ее некогда всесильный отец в тот момент скрывался во Франции от упомянутых обвинений, однако налаженные связи работали исправно: дочери пусть и бывшего, пусть и опального мэра отказать не смогли.

После смерти отца Ксения переехала в Москву и перевелась в МГИМО, что впоследствии служило причиной многих шуточек. Какое-то время Ксению модно было называть «главным позором МГИМО» – запустил этот мем, скорее всего, заслуженный работник культуры Российской Федерации Юрий Вяземский, еще не предвидя краха российской дипломатии 2010-х годов. Конечно же, яркая, начитанная, остроумная девочка принесла гораздо меньше зла, чем иные птенцы гнезда Лаврова, пошедшие работать по специальности и загнавшие страну в почти полную изоляцию.

Еще даже не закончив институт, Ксения, уже получившая широкую известность благодаря любви к тусовкам, начала работать – и вновь стала мишенью для острот. «Я сама зарабатываю деньги!» – гордилась Ксения, получив первый в жизни гонорар за работу на телевидении. Немаленький, впрочем, 15 тысяч долларов – годовой бюджет средней российской семьи.

Самые известные телевизионные проекты с участием Ксении – «Кто не хочет стать миллионером», «Блондинка в шоколаде», «Последний герой-6», «Две звезды», «Свобода мысли» (ее мать Нарусова ранее делала в Петербурге передачу «Свобода слова») и, конечно же, «Дом-2», до создания современных политических телешоу и Континентальной хоккейной лиги считавшийся символом пошлости и падения нравов.

Кроме того, Собчак пишет книги и статьи, снимается в клипах, активно зарабатывает на проведении корпоративных мероприятий для элиты – как в России, так и на любимых этой элитой иных берегах.

Болотное эхо

Политическая деятельность Ксении Анатольевны, которой, кстати, в ноябре исполнится 36 лет (раньше 35 лет у нас нельзя избираться в президенты), началась в 2011 году на волне протестов против забавных парламентских выборов. Мем про «146% явки» как раз оттуда – в Ростовской области фальсифицированные цифры случайно приплюсовали к реальным. Собчак пришла на декабрьский митинг на Болотной площади – и понеслось. Острые высказывания, демонстративная дружба с лидерами оппозиции, участие в ее Координационном совете, роман с Ильей Яшиным… Впрочем, после жесткого ответа властей на митинговую активность градус напряжения в обществе снизился, а Ксения решила наконец обустроить свою личную жизнь. После доброго десятка подтвержденных или приписанных ей отношений она вышла замуж за неплохого актера Максима Виторгана и родила ему сына. И вот теперь вновь возвращается в политику – вне всяких сомнений, по прямой просьбе Кремля, хотя обе стороны отрицают это с искренностью нашкодивших котят.

Валерий Савельев. Ксения Собчак как агент Кремля и преемник Путина >>

Политические взгляды Ксении весьма туманны – она за все хорошее и против плохого. «Русская Пэрис Хилтон» принадлежит к типичной артистической оппозиции, которая во все времена и во всех странах возражала против государственного курса, требуя все больших и больших свобод. Как правило, этот ресурс неплохо используется оппозицией реальной, профессиональными политиками – вспомните, какой массовой поддержкой персонажей Серебряного века пользовались эсеры; как антикоммунистические настроения эпохи распада СССР формировались через «толстые журналы»…

А теперь постмодернисты из Администрации президента пытаются сломать этот сценарий, вбить клин между богемой и реальной оппозицией. В чувстве юмора им, безусловно, не откажешь.

Думается, этим они и взяли Ксению Анатольевну. Собчак обладает редким, можно сказать уникальным качеством для российской политики – самоиронией. Посмотрите, с какой звериной серьезностью депутаты Госдумы несут свой персональный бред или читают партийные шпаргалки – даже не догадываясь, что выглядят смешными. Собчак же охотно участвует в пародиях на саму себя, обсуждает свою «лошадиную» внешность, открыта для диалога (в отличие от Путина или Навального с их монологичным типом ведения полемики).

А что может быть смешнее, чем имя Ксении Собчак в главном избирательном бюллетене страны? Поводов посмеяться над собой у молодой матери в ближайшее время будет хоть отбавляй.

Полная версия