Новая схема санации банков может привести к созданию крупнейшего банковского холдинга в современной российской истории.
Занятная новость насмешила утром 10 октября банковский сектор России: оказывается, не так давно высшие чины Центробанка вплоть до заместителя председателя этой организации Василия Поздышева лично обзванивали клиентов рухнувшего банка «Открытие», уговаривая их не закрывать свои счета в этом фактически уже не существующем банке. Под свои личные, между прочим, гарантии. Ибо новая схема работы с банковской сферой – через Фонд консолидации банковского сектора – требует денег, а взять их можно только с клиентов.
Вспомнилось, как в конце 2008 года, когда вся нефтяная стабильность летела в тартарары, Уральский банк реконструкции и развития, пытаясь удержать или даже заманить клиентов, выдал впечатляющий креатив: «В преддверии Нового года всем заключившим депозитный договор наш банк предоставляет возможность поучаствовать в благотворительной акции "Дети верят в чудо"». Кстати, чудо случилось – УБРР жив до сих пор.
Нет в России – да, наверное, и в мире – крупного банка, способного удержаться на плаву, если все вкладчики одновременно потребуют свои деньги обратно. Между тем при первых признаках проблем у какого-то кредитного учреждения происходит именно это – люди и организации стремятся вывести средства, понимая, что в случае введения внешнего управления это будет заметно сложнее. Потому-то проблемы банков и держатся в секрете до последнего момента – введения внешнего управления или отзыва лицензии. С «Открытием» же получилось совершенно по-другому.
На мировой уровень
Перед нами, конечно, феноменальный образец недобросовестности. Центробанк, фактический владелец активов «Открытия», устами своих руководителей уговаривает клиентов остаться с фактически разорившимся банком и своими деньгами поддержать его на плаву. Хотелось бы знать, кстати, какие плюшки обещали клиентам топ-менеджеры мегарегулятора за продолжение сотрудничества, но эта информация, скорее всего, навсегда останется между ними.
Такого у нас еще не было. Нет, премьер или президент не раз убеждали население в том, что все хорошо, мы в «тихой гавани», а завтра определенно будет лучше, чем вчера. Но чтобы руководители крупнейшей финансовой организации страны лично звонили клиентам и предлагали гарантии – тут Центробанк побил все рекорды.
Отдельно хотелось бы знать, что думает об этом Герман Греф, руководитель принадлежащего Центробанку (!) Сбербанка. Ведь налицо конфликт интересов: многие клиенты «Открытия» наверняка пошли бы именно в Сбер, упрочив его лидерство, однако ЦБ этого почему-то не хочет. Именно из-за активности людей Эльвиры Набиуллиной Греф был вынужден говорить, что Сбер «не чувствует пока какого-то серьезного перетока клиентов», а «вкладчикам и клиентам банка "Открытие" не о чем волноваться, потому что собственником теперь на 75% будет ЦБ».
А что, неплохо. Сбербанк + «Открытие» + Бинбанк – под управлением Центробанка оказались 1-й, 8-й и 11-й банки страны по размеру активов (на 1 августа 2017 года, когда «Открытие» уже вошло в штопор, ранее оно было 4-м). На наших глазах рождается новый монстр, претендующий на звание одной из крупнейших банковских групп мира. 455 миллиардов долларов суммарных активов – это, конечно, в три раза меньше, чем у Royal Bank Of Scotland, замыкающего мировую двадцатку, но с учетом зарубежных активов «Сбера» и его активной экспансии можно говорить о весьма впечатляющей динамике.
Очень удобно сколачивать банковскую группу, имея законное право забрать себе любой российский банк.
Консолидируют всё
Они этого даже не скрывают – очень характерное название придумано для нового Фонда – повторимся, «консолидации банковского сектора». Консолидация, по словарям, это не только «укрепление», но и «объединение, сплочение». Фонд призван «консолидировать», а фактически поглощать вверенные ему банки, и это подается как большое достижение. В самом деле, раньше при наличии серьезных «дыр» у банка отзывалась лицензия, а его клиенты-юрлица оставались одни-одинешеньки в качестве «кредиторов третьей очереди» и завистливо поглядывали на «физиков», которым Агентство по страхованию вкладов (АСВ) возвращало хоть что-то. Теперь же банк «консолидируется», то есть переходит в руки правильных менеджеров, которые за государственный счет закрывают «дыры» и управляют организацией по собственному усмотрению. Сам банк при этом тоже становится как бы государственным (для широкой публики), фактически же он принадлежит руководству Центробанка – организации, от государства отделенной.
И эти люди, еще не истоптав башмаков, в которых шли за гробом прежнего «Открытия», начали работу с клиентами. Успешную работу – «отток средств удалось сократить в три раза», говорят источники во временной администрации. Те же самые люди, которые «закошмарили» сотни банков, отпугивая от них клиентов, внезапно стали белыми и пушистыми, искренне заботящимися о всеобщем благе. Вот она, волшебная сила консолидации.
Прибыли не будет
На наших глазах обкатывается очень опасная схема, при которой формально частная или как минимум независимая организация «Центральный банк Российской федерации» использует в своих интересах, во-первых, свои неограниченные полномочия как регулятора, во-вторых, средства Агентства по страхованию вкладов, в-третьих, возможность влиять на федеральный бюджет. Ведь именно с 2017 года Центробанк перестает платить России долю своей прибыли, так как не намерен эту самую прибыль получать – все деньги уйдут на санацию банков. Возможно, министры перегнули палку, ведь когда-то ЦБ платил 50%, потом стало 75%, потом при «кризисном бюджете» 90% – и люди Набиуллиной решили, что жить на 10% как-то скучно и надо заняться другими делами. Например, «консолидацией».
При этом все или почти все происходит по закону. У России нет возможности помешать созданию нового банковского монстра, а это значит, что неизбежна монополизация банковского рынка, где «группе Центробанка» будет робко противостоять разве что государственный ВТБ, присоединивший к себе государственный же ВТБ24 и столичный Банк Москвы. Остальные же предпочтут расползтись по своим нишам и не высовываться.
Мы не готовы однозначно утверждать, что этот сценарий – негативный. Сама по себе мировая банковская система вызывает очень много вопросов, и усиление контроля государства или квазигосударственных структур (ЦБ) действительно повышает гарантии для рядовых клиентов. Вопрос лишь в том, оправдывает ли высокая цель шулерские методы, которыми она достигается.