Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Россия и ее регионы: финансовые отношения любящих субъектов

Российское правительство наконец-то пытается решить проблему неадекватной долговой нагрузки на регионы.

Банки всегда в выигрыше

Печальную роль в засасывании регионов в долговую черную дыру сыграли, как ни странно, утопические «майские указы» президента России. Ускоренное повышение зарплат бюджетникам оплачивалось именно из региональных бюджетов, и они не справились с повышенной нагрузкой, так как реальные бюджетные доходы, напротив, существенно снизились в 2014 году. А самое печальное, что рядовые врачи и учителя, по сути, этой прибавки не почувствовали: все «съели» руководители учреждений и особенно их замы (закон ограничивает зарплату руководителя, но не заместителя).

Но не отчитаться о повышении было нельзя, и регионам пришлось лезть в кредиты – как коммерческие (в банках), так и в бюджетные. Понимая, что ситуация грозит стать неуправляемой, Минфин вынужден был одалживать бюджетные деньги под 0,1% годовых – даже нежно любимые Центробанком американские трежерис дают бóльший процент. Таким образом, у регионов растет закредитованность, пусть и льготная, а федеральный бюджет недополучает прибыль.

В результате федеральная власть вынуждена нести расходы (субсидии) на выравнивание бюджетной обеспеченности. Поскольку без помощи заимодавца – центра – заемщик был бы вынужден объявить о своем банкротстве.

Фактически же бюджет своими дешевыми деньгами спасает коммерческие банки, которым задолжали регионы. Деньги идут не на поддержку и развитие, а именно на выплату по текущим кредитам, которые субъекты Федерации не в силах обслуживать самостоятельно.

Общая ситуация выглядит не очень приглядно. Центр сперва забирает деньги (налоги) у местных бюджетов просто так, распределяя их впоследствии по своему усмотрению. Потом отдает распоряжения, требующие немедленного финансирования. Вынуждает обращаться в коммерческие банки. После чего финансирует выплату долгов и процентов этим самым банкам. Это мало напоминает настоящие федеративные отношения, предполагающие не то чтобы равноправие, но хотя бы взаимное уважение сторон.

А виноватыми оказываются регионы, как в той басне про волка и теленка: «В некоторых субъектах забирались в налоговые поступления будущих лет, то есть в этом году брали с налогоплательщиков то, что они должны заплатить в следующем и последующих годах. А на следующий год как жить? Такой способ ведения хозяйства является, как бы это совсем мягко сказать, спорным, загоняет в тупик региональные финансы» – сетует президент.

Почему мы не Африка?

Чтобы решить эту проблему, правительство, по словам президента, наконец-то подготовило программу реструктуризации этих, в общем, безнадежных кредитов. С регионов на время практически снимается долговая нагрузка: первое время (два года) надо будет платить по 5% от долга в год – так субъекты Федерации получают время для маневра и средства на создание новых рабочих мест, налоги с которых впоследствии пойдут в том числе и на выплату по долговым обязательствам.

Однако участие в программе реструктуризации будет не автоматическим: министр финансов Антон Силуанов потребовал от регионов сократить объем заимствований по рыночным кредитам до 50% от собственного дохода, а также перестать прокручивать бюджетные средства на депозитах сроком более месяца. Кроме того, регионы обязаны… устранить сниженные ставки по налогам как неэффективные льготы. Между тем право регионов устанавливать собственные налоговые ставки было большим достижением, которое дало местным властям определенную гибкость, возможность поддерживать и развивать наиболее перспективные отрасли.

Тем не менее реальных документов, показывающих готовность федеральной власти пойти на уступки регионам, нет. А президент России одновременно с анонсированием программы реструктуризации региональных кредитов заявляет: «В рамках инициативы по оказанию помощи беднейшим странам с большой задолженностью списали африканским странам долг на сумму более 20 миллиардов долларов». То есть почти 60% от суммы внутрироссийских долгов (2,234 трлн руб., из которых почти половина – бюджету). Просто потому, что на Гвинею нам давить нечем, а Ярославская область – вот она, за углом.

По объему государственного долга Россия занимает 24–25 место в мире, а сумма долгов ее регионов сравнима с долгом Судана или Белоруссии, то есть 66–67 место в мире, выше 2/3 государств. Это слишком много. А главное – в Судане и Белоруссии прекрасно понимают, что большинство долгов будет списано (и мы даже знаем, кем), у нас же ситуация иная.

Человеческий фактор

Благодаря уже принятым мерам задолженность регионов наконец начала сокращаться – на 84 млрд руб. за полтора года (01.01.2016 – 01.07.2017), но это слишком низкая скорость, менее 3% в год. Хорошо освобождается от долгов богатая Москва, за год сократившая задолженность на 56%, хорошая динамика у Камчатского края (–33%), Республики Ингушетия (–26%), нескольких других регионах. В то же время дикий рост задолженности показывают Республика Крым (+1208% за год, так как в начале этого периода долгов практически не было, только дотации), Ненецкий АО (+260%), богатейшая Тюменская область (+83%). Долги зачастую превосходят размер годового дохода региона, а уж половину этого дохода – в большинстве случаев. Их обслуживание и выплата вынуждают экономить на социальных программах и в конечном счете – на тех самых людях, ради роста доходов которых регионы залезли в долги.

Можно констатировать наличие некоего тупика в этой ситуации: низы уже не могут, а верхи толком не знают, что с этим делать. У нас также нет готового рецепта, хотя начать имеет смысл со снижения заоблачных зарплат руководителям региональных бюджетных организаций, не исключая сами органы власти. Кроме того, не худо было бы проверить компетентность граждан, распределяющих полученные средства. В июле 2017 года депутаты Красноярского краевого законодательного собрания, например, подняли себе зарплату в два раза – проголосовали единогласно. Ситуация получила резонанс, и через неделю те же депутаты, тоже единогласно, проголосовали за отмену собственного постановления. Объем государственного долга этого региона за год вырос на 13,2% и составляет почти 100 миллиардов рублей.

Надежда на то, что эти гуттаперчевые депутаты смогут правильно распорядиться «долговыми каникулами», близка к нулю. Схема финансовых взаимоотношений между центром и окраинами, безусловно, нездоровая, но делают ее совсем уж нелепой именно конкретные граждане с именами и фамилиями. Кадры решают всё.

Полная версия