Москва
3 января ‘25
Пятница

Расстрел заложников: кто и зачем разваливает «Рамблер»

Российский Центробанк нанес очередной удар по российской же экономике: в рамках санации группы «Открытие» начата «реструктуризация» крупных медиапроектов.

Современный российский частный бизнес – странная субстанция, совмещающая в себе трусость и романтику, редкостное хитроумие и патологическую наивность, неуважение к законам и страдание от них. Необыкновенно живуч он – и внезапно смертен. Сколько казней российских обрушилось на него за последние пятнадцать лет – и не сосчитать, а стоит, качается, но держится, пытается угадать, откуда нападут в следующий раз.

Новый удар, однако, пришел с совсем уж неожиданной стороны.

Бомба для «Рамблера»

В эти дни, на наших глазах, на грани закрытия оказались такие проекты «Рамблера», как информагентство RNS.online, интернет-журнал «Секрет фирмы» (информация от сотрудников этих изданий), в самом «Рамблере» идут масштабные сокращения, увольняют целыми отделами. Загляните на HeadHunter, отсортируйте соискателей по слову rambler – и вы увидите, что 25-28 сентября «обновлено» более сотни резюме людей, работающих на данный момент в холдинге. Они стараются не комментировать свое положение: соглашения о конфиденциальности подразумевают многотысячные и даже миллионные штрафы за неудачно сказанное слово.

А ведь «Рамблер» – это не проект, это целая эпоха русского интернета. Выросшая из малоудачного поисковика медиаимперия сперва пыталась угнаться за более умным, более наглым «Яндексом», а потом сделала ставку на экстенсивное развитие. В рамках «Rambler&Co», бывшем «Афиша-Рамблер-СУП», функционируют два лучших интернет-СМИ страны «Газета.ру» и «Лента.ру», легендарная блог-платформа «Живой Журнал» и многие, многие другие проекты. Что же случилось, почему компания стала стремительно разрушаться, словно самолет в воздухе от бомбы террориста?

Заложники

Как ни удивительно, инициатором разрушения холдинга, тем самым «террористом» стал Центробанк, вроде бы не имеющий вообще никакого отношения к медиабизнесу. Люди из Центробанка понятия не имеют о том, как вообще устроен интернет, они видят только цифры: расходы на персонал, на технику, доходы от рекламы, издержки по кредитам, свежая EBITDA – и на основании этих данных оценивают актив. Именно в их руки и попал несчастный «Рамблер интернет холдинг» (главное юридическое лицо этого многоликого холдинга) вместе с банком «Открытие».

Когда все олигархи спешили выйти из токсичного медийного бизнеса, в январе 2017 года эксцентричный кудрявый бизнесмен Александр Мамут выкупил у Владимира Потанина принадлежавшие тому 50% холдинга (Потанин реализовал опцион, который был заложен в договор еще при совсем другом курсе доллара) за 270 миллионов долларов. Ранее, с 2013 года партнеры управляли этим бизнесом совместно. Без всякого преувеличения можно сказать, что они создали самый влиятельный интернет-проект страны. И, возможно, самый убыточный: пока «Яндекс» занимался бизнес-проектами, «Рамблер» объединял вокруг себя производителей контента – очень яркого, но далеко не самого ходового товара.

Но самым интересным – и в конечном итоге роковым для холдинга – стало то обстоятельство, что Мамут вынужден был купить у Потанина уже фактически не принадлежавший ни тому, ни другому актив. Еще в июле 2016 г. 100% долей ООО «Рамблер интернет холдинг» были переданы в залог банку «Открытие», одним из миноритарных акционеров которого по случайному совпадению является тот же Мамут.

«Рамблер» был заложен под кредитную линию, открытую еще в сентябре 2014 года, вскоре после входа Александра Леонидовича в интернет-холдинг. Фактически Мамут занял сам у себя под залог собственного актива, и сделал заложниками всех сотрудников. Все бы ничего, если бы «Открытие» не оказалось пузырем, который перестал справляться с собственными обязательствами.

Санация, внешнее управление, пробный камень для Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Вместе с многострадальным банком Фонд – читай Центробанк – получил и все заложенные туда активы. И стал распоряжаться ими по собственному разумению.

В рамках стратегии

«Рамблер», с трудом нарисовавший себе 331 тысячу рублей чистой прибыли за 2016 год, безусловно, в целом убыточный актив (более 400 миллионов рублей чистого убытка за пять последних лет по данным СПАРК). Однако его нематериальная ценность гораздо выше – через свои инструменты «Рамблер» имеет возможность воздействовать на умонастроения десятков миллионов читателей. Но финансистов это не беспокоит: они видят закредитованный по самые уши холдинг (около 370 миллионов рублей к уплате только по процентам за 2016 г.), переоценивают стоимость 100% долей ООО «Рамблер интернет холдинг» в банке "Открытие" предельно низко (ведь недвижимости и стандартных залогов у интернет бизнеса нет, а интеллектуальную собственность и потенциал они оценивать не умеют) – и начинают «резать косты».

Фактически мы видим хладнокровное убийство качественного современного бизнеса. Не разобравшись толком в ситуации, менеджеры ФКБС по указу Центробанка пытаются выжать максимум денег или хотя бы сократить издержки по всем залоговым активам «Открытия». Направления, не приносящие прибыли здесь и сейчас, просто идут под нож, сотни людей теряют работу, перспективные проекты перестают существовать по мановению руки Михаила Задорнова (глава ВТБ24, с января 2018 года переходящий в «Открытие») и высокопоставленной сотрудницы ЦБ Анны Орленко (фактическая глава временной администрации). Это крайне тревожный симптом, органично сочетающийся с другими шагами Центробанка по уничтожению в России инновационной, венчурной экономики.

Напомним эти шаги:

  • удержание денежной массы на крайне низком уровне около 40% от ВВП, создание искусственного дефицита рублей;
  • отказ от всех проектов дополнительной эмиссии для льготного кредитования бизнеса;
  • поддержание ключевой ставки на неадекватно высоком уровне, что в условиях санкций (то есть отсутствия доступа к длинным кредитам иностранных банков) ведет к высоким розничным ставкам, которые может позволить себе только спекулятивный бизнес;
  • отсутствие действенной борьбы с закредитованностью населения, что в итоге понижает внутренний спрос (взяв потребительский кредит и позволив себе какую-то покупку, человек потом годами ничего другого не может купить из-за расходов на обслуживание кредита);
  • отсутствие механизмов защиты счетов предпринимателей (кроме ИП) при отзыве лицензий у банков;
  • поощрение бесконтрольного, волюнтаристского отказа в банковских операциях, создание «черного списка» ИП и юридических лиц, в котором всего за полгода создано полмиллиона записей.

* * *

Не хочется наклеивать ярлыки, на которые так горазды нынешние политики всех красок, но во всем этом прослеживается уже не некомпетентность, а сознательная, целенаправленная стратегия. Направленная отнюдь не на расцвет нашей экономики.

Полная версия