Плесень для детишек: кто виноват в жульничестве при закупках?
ОНФ взялся за разоблачение картельных сговоров в социальной сфере, но боится копать слишком глубоко.
Общероссийский народный фронт приступил к созданию «Карты картелей». С помощью Федеральной антимонопольной службы «фронтовики» выявили признаки и факты сговора поставщиков в пяти регионах страны (всего было проверено 7528 контрактов в 10 регионах), причем для вящего медийного эффекта анализировались сделки в сфере закупок питания для социальных учреждений – детских садиков, школ и больниц. Те места, где жульничать вроде как и не по понятиям даже для отъявленных махинаторов.
Победители по жизни
«Впереди России всей» оказалась Волгоградская область, один из самых депрессивных регионов страны. Выяснилось, что последние шесть лет пять индивидуальных предпринимателей по очереди выигрывали конкурсы на поставку продуктов питания – их общий доход за это время превысил три миллиарда рублей. Проблемы также выявлены в Псковской, Свердловской областях и Пермском крае. При этом, что самое печальное, поставщики больше заботятся о выигрыше тендера, чем о качестве продукции: жалобы родителей приобрели массовый характер – крохотные «самолетные» порции, просрочка, плесень из досадных исключений в некоторых городах стали нормой.
Общероссийский народный фронт, при своем создании выглядевший некоей штурмовой группировкой Кремля, сумел эволюционировать в весьма полезную организацию, в чем-то напоминающую Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального (как бы оскорбительно это ни звучало для обеих сторон). ОНФ работает по низам, ФБК – по крупным, медийным целям. Если бы политические противники в нашей стране не были настолько непримиримы, Навального вполне можно было бы представить во главе ОНФ, где он набрался бы реального, а не виртуального управленческого опыта, и годам к 50–55 мог бы претендовать на значимые государственные посты.
Вот и на примере ситуации с социальным питанием мы видим, что ОНФ не рискует связываться с действительно серьезными персонажами. Как иначе объяснить полное игнорирование Фронтом московского рынка, где орудует ООО «Комбинат питания Конкорд», по данным расследования «Яблока» связанное ни больше ни меньше как с главным поваром страны Евгением Пригожиным. Какая там Волгоградская область – менее чем за полгода эта компания заключила контрактов на 30,5 млрд рублей. Там работают победители по жизни – 120 тендеров со 121 попытки не выигрывала даже Елена Батурина при Юрии Лужкове. Что ж, будем надеяться, что инициатива ОНФ не избирательна, и на следующих пресс-конференциях мы услышим, как работает система закупок в Москве. «Карту картелей» по социальным учреждениям обещают закончить к концу 2017 года.
Корень зла
ОНФ в духе полуофициальной идеологии Кремля винит во всем злых коммерсантов, однако ситуация с картелями скорее иллюстрирует старую русскую поговорку про кобеля, который «не вскочит» при отсутствии одного существенного условия.
Надо понимать, что главным виновником картельных сговоров являются отнюдь не участники картеля – они лишь пользуются очевидной возможностью получить заказ. Если несколько компаний сговорились поставить высокую цену на торгах (а в данном случае это и есть «картель»), что мешает еще одной компании заявить ценник чуть пониже и выиграть тендер? Мешает лишь одно – отсутствие этой компании.
Нет ничего более привлекательного, чем государственный бюджет, многократно превосходящий возможности крупнейших частных компаний, и самое главное – не имеющий ярко выраженного владельца. Все «вкусные» рынки, причастные к государственному или муниципальному заказу, в России поделены между несколькими крупными игроками, а «мелочь» отсекается, как правило, тем или иным неочевидным условием еще на этапе подачи заявок. Борьба с малым и средним бизнесом ведется на всех уровнях: тут и снос торговых точек, и блокирующая счета юрлиц санация банков, и рост МРОТ, и новая мода – арест счетов без объяснений. И меры, направленные на поддержку предпринимателей, к сожалению, на этом фоне смотрятся слабо: один шаг вперед – два назад.
ФАС наряду с ОНФ привычно объявляет виновниками именно участников сговора, но будем честны – для них это чистая коммерция, способ выживания. За некачественное питание, безусловно, надо жестоко штрафовать и отстранять от будущих торгов, но корень зла – в заказчике, которого такая ситуация устраивает. Причем директора учреждений делят здесь ответственность с чиновниками более высокого уровня, зачастую неофициально, но очень убедительно подсказывающих, кого именно надо вынести на первое место при подведении итогов торгов. Вряд ли они делают это бескорыстно.
Другой вопрос, что поймать кого-то на «откате» практически невозможно – все громкие дела последних лет о взятках выглядят в суде весьма неубедительно. Поэтому началом реальной, а не популистской борьбы с картелями станет применение в России пресловутой 20-й статьи Конвенции о борьбе с коррупцией – проверка доходов государственных и муниципальных служащих, выявление случаев неправомерного их обогащения. Пока что эта статья работает лишь для малых мира сего, но никак не для граждан, принимающих решения по государственным закупкам…