Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Осенняя сессия Госдумы. Семь необычных законопроектов

Нелепые и неординарные законопроекты, которыми развлекают себя депутаты Госдумы нынешней осенью.

Современный театр не может существовать только за счет актеров, играющих главные роли. Необходимы и другие амплуа – характерные, травестийные артисты, да и просто массовка. Поскольку деятельность Государственной Думы России весьма напоминает работу хорошего театра, то позволительно провести аналогию. Законопроекты-тяжеловесы, как правило, предлагаются правительством или президентом, а вот «характерные», а порой и просто комические инициативы, как правило, идут от групп депутатов и региональных парламентов. О «тяжеловесах» мы уже говорили, теперь перейдем к более легкому жанру.

Государственная Дума нынешнего созыва разительно отличается от своих предшественниц – более чем в два раза сократилось число законодательных инициатив от самих депутатов, а ведь именно там крылись обычно самые экстравагантные предложения. Судя по всему, сверху поступила команда «остановить балаган». Но сила инерции велика, поэтому народные избранники все еще выступают авторами проектов, правда, большинство из них внесены еще во время работы предыдущего созыва. Надо сказать, что среди откровенно непродуманных, а порой и бредовых инициатив встречаются и вполне разумные.

К последним, впрочем, не относится законопроект №224583-7, с помощью которого три депутата Государственной думы хотят снизить предельный процент ставок по микрокредитам до «ключевой ставки Центробанка + 15 процентных пунктов» – эта популистская инициатива попросту убьет рынок микрокредитования, где процент невозвратов очень высок и заложен в процентную ставку. Другие пункты этого проекта также направлены на удушение «микробанкиров». Типичный стиль ЛДПР, эта эмоциональная партия не утруждает себя продумыванием последствий своих проектов, так как знает, что до их реализации дело не дойдет.

Любопытно выглядит законопроект №1096146-6, также внесенный жириновцами. Его рассмотрение должно было состояться уже 21 сентября, однако перенесено на 27-е. Депутаты требуют невозможного: «Предельный уровень соотношения максимальной и минимальной средней заработной платы, рассчитываемый за календарный год, работников, единоличных исполнительных органов (директоров, генеральных директоров), членов исполнительных органов организации (правления, дирекции) и членов советов директоров (наблюдательных советов) организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливается в размере, не превышающем 10». Сейчас есть восьмикратное ограничение для бюджетных организаций (и оно фактически не действует), но тут главе «Газпрома» предлагают получать всего в десять раз больше уборщицы. Понятно, что в случае принятия такого закона началось бы предпринимательское почкование – каждый отдел пытались бы выделить в самостоятельную организацию. Стиль ЛДПР в химически чистом виде.

Забавная судьба была уготована законопроекту №1094509-6. Внесли его депутаты-справоросы Сергей Миронов, Галина Хованская и Ольга Епифанова, но на одном из этапов они предпочли… снять свои фамилии, и теперь авторами числятся совсем другие люди, среди которых выделяется одиозный волгоградец Олег Михеев. Авторы, кем бы они ни были, указывают, что главным неплательщиком взносов на капитальный ремонт в России является… Российская Федерация. Да-да, по объектам, находящимся в федеральной собственности, собираемость взносов на момент подачи законопроекта составляла менее 1%. В пояснительной записке указано также, что Москва начала «незаконную практику по включению в плату за социальный наем взносов на капитальный ремонт» (предположим, что именно этого резкого пассажа испугался Сергей Миронов). А поскольку при переходе права собственности на объект недвижимости переходят и долги, то граждане, приватизирующие или выкупающие жилье у государства, «наследуют» и крупные долги по капремонту. Мироновцы попытались обязать государство расплатиться по этим счетам – и ожидаемо наткнулись на сопротивление Думы. 22 сентября хороший и справедливый документ-сирота был отклонен.

Сахалинская областная Дума со своим законопроектом №225181-7 замахнулась на святое – всесилие торговых сетей. В законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» понятие торговой сети сформулировано предельно расплывчато: «совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту… или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации». Сахалинцы справедливо заметили, что под понятие сети (и связанные с ним ограничения, прописанные законом «О защите конкуренции») попадает даже пара киосков на рынке, принадлежащие одному владельцу. Они предложили конкретизировать формулировку: «совокупность двух и более торговых объектов с торговой площадью зала от 400 м2 каждый, в которых осуществляется продажа товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания», то есть вывести из-под действия ограничивающих законов мелкие магазинчики «у дома». До 12 октября профильный комитет Госдумы должен подготовить замечания по проекту, а в декабре сахалинская инициатива, надеемся, пройдет первое чтение. В невероятном случае принятия этого закона малому бизнесу станет легче, а торговые залы площадью 399 метров начнут пользоваться бешеным спросом.

Любопытный законопроект под номером 1075668-6 более года назад внесли коммунисты – Иван Никитчук сотоварищи. Их волнует тот факт, что на разнообразных торжествах в честь Победы в Великой Отечественной войне перед Знаменем Победы выносится государственный флаг Российской Федерации. Авторы законопроекта справедливо напоминают, что бело-сине-красное знамя использовалось коллаборационистами-«власовцами» (вообще говоря, за нашивку в цветах современного флага России наши деды расстреливали на месте, и правильно делали), и сочетание двух флагов вызывает у ветеранов тягостные чувства. «Победа была одержана народами не одной России, а всем содружеством народов Союза Советских Социалистических республик», добавляют коммунисты. Отклонить такой законопроект трудно ввиду его логичности, так что, скорее всего, Дума постарается просто замылить его бесконечными переносами, а там, глядишь, и ссылка на ветеранов станет неактуальной. Пока что первое чтение намечено на ноябрь, но можно предположить, что документ отправят на доработку или просто тихонько положат под сукно.

Ярославской областной думе не дает покоя город Тутаев, центр Тутаевского района (40 тыс. жителей, входит в Золотое кольцо). Назван он в честь паренька Ильи Тутаева, который прожил тут несколько лет, а в 1918 году, в возрасте 20 лет был убит «контрреволюционерами, бандами белогвардейцев при разведке в лесу на даче Лопатина» (ярославские думцы ошибочно пишут про «дачу Лопаткина»). И хорошо бы переименовать город в Романов-Борисоглебск, как он, собственно, и назывался до революции. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уже вынесла положительное заключение, Дума год назад дала предварительное согласие, ждем второго чтения проекта № 1073972-6 в октябре. Маленький нюанс: согласно опросам, три четверти жителей Тутаева выступают против переименования, но права решать, как называется город, у них нет.

Почти 10 раз Госдума переносила рассмотрение законопроекта 2016 года №1046437-6. Коммунисты настаивают на новом исчислении границы бедности – не в размере прожиточного минимума на каждого члена семьи, а с коэффициентом 1,3. Логика в этом есть, однако обоснование безнадежно устарело: авторы законопроекта говорят о высокой инфляции по итогам 2015 года, а Росстат за это время успел нарисовать очень низкие цифры по 2016–2017 годам (даже индексация пенсий уменьшена). Далее в документе речь идет о социальных выплатах этим «беднякам*1,3», которые можно потратить на ограниченный набор товаров и на оплату услуг ЖКХ. На это коммунисты просят примерно 156 миллиардов рублей в месяц. 21 сентября рассмотрение этого вроде бы справедливого, но фактически популистского законопроекта в который уже раз было перенесено. Отрицательное заключение на проект, кстати, подписано никогда толком не работавшим (начал политическую деятельность в 15 лет) молоденьким либеральным демократом Ярославом Ниловым, который по капризу режиссера нашего театра возглавляет комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов…

* * *

Грустно все это, господа.

Полная версия