Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Осенняя сессия Госдумы. Топ-7 законопроектов

На осень 2017 года депутаты не припасли для нас законопроектов-бомб вроде «закона Димы Яковлева» или «пакета Яровой», однако скучно все равно не будет.

Очередная, осенняя сессия началась в Государственной Думе России – удивительном законодательном органе, призванном делать нашу жизнь лучше, но порой зачем-то поступающем ровно наоборот. Более 130 законопроектов должны быть рассмотрены осенью по плану, но нет сомнений, что расписание будет изменено: какие-то документы отодвинут, какие-то срочные проекты появятся. В целом по списку можно сказать, что депутаты решили «не раскачивать лодку» перед президентскими выборами: каких-то революционных изменений в законодательстве по итогам этой сессии не предвидится.

Мы выбрали для вас семь самых главных проектов, которые могут заметно повлиять на жизнь миллионов россиян.

Самый, пожалуй, важный из документов, которые должны быть рассмотрены, еще даже не написан. По словам главы комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, к концу сессии должен быть готов законопроект об обороте криптовалют в России. Действительно, тема не просто актуальная, а уже перезрелая, при этом парламент только создает рабочую группу по ее обсуждению. Что много говорит о профессионализме парламентариев – или же о том, что они просто ждут команды из Центробанка. Криптовалюты и вообще блокчейн способны полностью изменить финансовую систему планеты, и здесь очень важно оказаться по правильную сторону баррикад. Кто дальновиднее – Япония, признавшая биткойны полноценным платежным средством, или Китай, фактически запретивший их оборот? Судя по всему, российские парламентарии ближе к второй точке зрения, но у криптовалют есть и вполне влиятельные сторонники, возглавляемые президентом Сбербанка Германом Грефом.

Многострадальный закон о защите животных, пылящийся в Госдуме аж с 2010 года, кажется, наконец-то будет принят. Документ оброс более чем 300 поправками – в отличие от обсуждения принципиальных, особенно экономических законов, здесь никакого единодушия не наблюдается: над проектом работает уже третий созыв, и у каждого нового депутата свое мнение о собачках и кошечках. А случаев садизма по отношению к «братьям нашим меньшим» становится все больше и больше…

Будут рассмотрены поправки в Административный и Уголовный кодексы, защищающие права медицинских работников, в первую очередь работающих на скорой помощи. Ужесточат ответственность за непропуск медицинских автомобилей и за нападения на врачей. Тут долгих споров ожидать не приходится: вопрос лишь в том, приравняют ли в итоге врачей к силовикам или ответственность за них будет все же помягче.

Будет рассмотрен важный законопроект о создании особых банковских счетов, на которые должны поступать пенсии, детские пособия, материнский капитал. Эти счета, по мнению депутатов, следует закрыть от судебных приставов, взимающих задолженность по кредитам. Логичная инициатива: эти средства и сейчас нельзя изымать, однако когда человек пользуется одним и тем же счетом для всевозможных операций, пристав не может разобраться, где тут пенсия, а где утаенные от банка деньги.

Нет никаких сомнений в принятии президентского законопроекта о ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского союза. Сам Договор был подписан в апреле текущего года и закрепил уже установившееся статус-кво. Однако для его ратификации придется отменить или изменить 97 (!) российских законов – включая законы о банкротстве и, например, об Особой экономической зоне в Магаданской области. Фактически Россия продолжает делиться своим суверенитетом с Казахстаном, Беларусью, Арменией и Кыргызстаном в обмен на не очень надежную политическую лояльность.

Это, так сказать, базовые, очевидные, понятные всем законопроекты. Дьявол же, как обычно, кроется в неброских документах с туманными названиями, например, ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Короткий текст проекта соответствует его содержанию: «Признать утратившими силу: абзац сорок восьмой статьи 5 и абзац второй пункта 10 статьи 245 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"…» и так далее. Между тем данный законопроект под номером 22886-7, внесенный правительством Российской Федерации, снимает с этого самого правительства обязанность составлять перечень организаций, работающих в сфере утилизации и сжигания мусора – теперь доступ к рынку может получить кто угодно. Совершенно очевидно, что власти готовят законодательную базу для массового строительства мусоросжигательных заводов.

Любопытный законопроект под номером 189686-7 доверили внести Саратовской областной думе. Там хотят дополнить Градостроительный кодекс понятием «агломерация», под которым понимается «группа поселений, муниципальных районов, городских округов в границах соответствующих муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, расположение которых обеспечивает оптимальные условия расселения и размещения производственных сил, выделяемая в целях стимулирования экономического роста, технологического развития, повышения инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках, социального развития». И далее следует очень важный пункт: «Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования агломераций, со дня утверждения…» В переводе на русский – у администраций небольших населенных пунктов отнимают право контроля над собственной территорией. Это серьезные деньги – достаточно вспомнить масштабный конфликт вокруг подмосковного поселка «Павлово-2», где местные власти отдали под частную застройку заповедные земли. В случае принятия саратовского законопроекта возможности глав населенных пунктов будут существенно ограничены, и коррупция в этой сфере перейдет на более высокий уровень.

* * *

Вообще говоря, законотворчество – не самое нужное занятие. Больше всего хотелось бы видеть закон, который запретил бы принятие новых законов до неукоснительного выполнения старых. А то сейчас российское законодательство – настоящий тришкин кафтан, состоящий из бесчисленных заплат, призванных оживить старые неработающие нормы. Удивительно ли, что в обществе давно закрепился правовой нигилизм – сложно уважать кодексы, которые меняются чуть ли не каждый день.

Даже из названных нами наиболее важных законопроектов реальная потребность есть только в юридической оценке криптовалют. Без остального вполне можно обойтись, просто соблюдая уже принятые ранее законы.

Полная версия