Кто и зачем хочет ввести «налог на Алиэкспресс»
В России началась новая атака на трансграничную онлайн-торговлю – Aliexpress, eBay и тысячи магазинчиков и барахолок поменьше.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая работающих онлайн российских ритейлеров, разработала очередной законопроект, посвященный налогообложению покупок, которые россияне делают на зарубежных сайтах. Сейчас налоги надо платить, только если купил товаров на 1000 евро и/или 31 кг в месяц, да и в реальности все равно никто за этим всерьез не следит. Сами же зарубежные магазины вообще ничего не платят в российский бюджет, кроме таможенных пошлин, а вот их российские конкуренты обложены налоговой нагрузкой по полной программе. Несправедливо? Безусловно. Надо решать проблему? Надо.
С 1 января в России действует аналогичная норма для зарубежных поставщиков программного обеспечения – они обязаны регистрироваться в нашей стране и платить НДС. Согласитесь, нелогично получается: с программного кода налоги берутся, а с каких-нибудь платьишек – нет. Вот и предлагает АКИТ решить проблему: заставить продавцов по той же схеме регистрироваться в России и платить единый налог в 15,25% – даже меньше, чем НДС. Готов и карательный механизм: нарушающие закон сайты должны быть заблокированы Роскомнадзором (по решению суда).
В Белоруссии, которая является полем для обкатки российских законов, действует следующая норма: если купил за рубежом товаров более чем на 200 евро в месяц, платишь 30% с суммы превышения. То есть налоговая нагрузка переложена с продавца на покупателя, благо покупатель под боком. С одной стороны, это должно упрощать администрирование, с другой – субъектов налогообложения становится больше, что повышает нагрузку на налоговые службы. Маленькая Белоруссия как-то справляется, а вот большая Россия издавна пытается избежать работы с «физиками»: большинство из нас даже налог на собственные доходы платит через работодателя.
Вот только продавцов товаров куда больше, чем поставщиков программного кода. И для подавляющего большинства из них российский рынок – третьестепенный. Не будут они регистрироваться в нашей налоговой системе, им эта возня совершенно не нужна. Подавляющее большинство попросту откажется от работы с российскими частными лицами – о чем, собственно, и грезит АКИТ.
Потому что Ассоциация компаний интернет-торговли – это набор российских посредников, бизнес которых во многом построен на закупке товаров в Китае, Бангладеш, Вьетнаме и перепродаже их втридорога в России. Понятно, что имеющаяся у граждан возможность приобретать тот же самый товар по нормальной цене для них – нож острый.
Российская экономика, к сожалению, во многом построена на перепродаже друг другу китайских товаров, в этом процессе занято несколько процентов трудоспособного населения. Покупая в Китае напрямую, мы действительно лишаем работы и дохода эту часть россиян, но не очень понятно, на каком основании одни люди должны содержать других, не менее здоровых и активных. У жителей России и так немало нахлебников: помимо членов собственных семей это раздутые госаппарат и силовые структуры, а также, увы, пенсионеры (де-факто в стране действует солидарная система выплаты пенсий). Посредники на товарном рынке, безусловно, бывают полезны, но никак не в таком количестве.
При этом члены АКИТ, понятно, торгуют и российскими товарами – в отличие от зарубежных продавцов. И хотя шкурный интерес представителей этой организации очевиден, хотя они откровенно пытаются закошмарить конкурентов, прислушаться к ним все же надо. Потому что дешевизна и доступность зарубежных товаров не оставляют шансов собственному производству. Потому что аргументы противников законопроекта гораздо слабее.
Критики указывают, что у российских онлайн-магазинов есть свои козыри: быстрая доставка, возможность легко решить все проблемы с продавцом, поэтому уравнивать их с зарубежными конкурентами не совсем честно. Кроме того, иностранные компании платят все налоги на своей родине, поэтому во многих случаях можно будет говорить о двойном налогообложении. Эти аргументы не выдерживают критики: нас интересует собственный рынок, собственное производство, а не проблемы иностранцев. Если им зачем-либо так нужен российский рынок – пусть открывают здесь отделения, склады, и будет им и быстрая доставка, и контакт покупателя с продавцом.
Еще один серьезный аргумент против состоит в том, что взимание налогов с онлайн-торговли зачастую попросту убыточно для государства: чтобы обложить данью покупку, скажем, защитной пленки на экран смартфона, приходится порой затрачивать несоразмерные усилия. Но на самом деле выплату налога вполне можно упростить: ФНС в силах договориться с руководителями крупнейших онлайн-площадок о автоматическом добавлении этих 15,25% к сумме поставляемого в Россию товара и перечислении этих денег сразу на счета налоговиков. В этом случае плательщиком, как и полагается, станет покупатель в России, а не иностранный резидент. Увы, это не в интересах АКИТ, поэтому там предлагают гораздо более сложную схему, направленную именно на блокировку конкурентов.
Понятно, что Федеральной налоговой службе подарочек в виде работы с тысячами дядюшек Ляо из шанхайских подвальчиков совершенно не нужен, поэтому там постараются торпедировать законопроект АКИТ. А вот составлением нормального документа, защищающего интересы России, а не российских продавцов, кажется, никто до сих пор не занялся. Между тем объем трансграничной торговли растет с каждым годом (прогноз на 2017 г. – 420 млрд руб.)– в отличие от нашего многострадального производства…