Небывалое падение цен – политика, а не экономика
22 августа по российским СМИ прошла бодрая информация: сезонные овощи и фрукты, по прогнозу Минэкономразвития, подешевеют в сентябре в пять раз.
К сожалению, анатомия этой арифметики показывает, что радоваться особо нечему.
Прыжок с высокого трамплина
Речь идет о письме «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в интерпретации журналистов газеты «Известия». Плодоовощная продукция в сентябре 2017 года должна стоить лишь 20,4% от цен июня. Для сравнения, в 2016 году этот показатель составил лишь 69%. Снижение цен в полтора раза и в пять – разница заметная! Давайте разберемся, почему так произошло, кому вешать ордена на грудь.
Точка отсчета – июнь – взята не случайно. Дело в том, что июнь 2017-го оказался самым дорогим июнем в современной истории страны, по крайней мере в том, что касается плодоовощной продукции. INFOX.ru писал о странной ситуации, сложившейся тогда на рынке продовольствия: Минсельхоз обвинял в ней плохую погоду. Так или иначе, но белокочанная капуста, традиционный русский продукт, стоила тогда на 73,8% больше, чем годом ранее.
Понятно, что дешеветь с более высокой точки куда проще.
И все же предполагаемые масштабы удешевления впечатляют. Несложно посчитать по той же капусте. В июне 1916 года мы могли купить некое ее количество (ориентировочно около 2 кг) за 100 рублей, в сентябре такое же количество за 69 рублей. В июне 2017-го этот объем стоил уже 174 рубля, но в сентябре он должен подешеветь до 44 рублей. Разброс впечатляет.
На самом деле, конечно, таких цифр не будет. Ибо цифры даны не по одной капусте. Традиционный сентябрьский спад цен очень хорошо смотрится в статистике в первую очередь из-за арбузов и дынь – популярных бахчевых, которые за лето реально дешевеют в несколько раз. Кроме того, осень 2016-го и 2017-го отличается одним важным обстоятельством: снято эмбарго с закупки турецкой плодоовощной продукции (кроме помидоров) – на рынок вернулся мощнейший игрок, к тому же близко расположенный, то есть с весьма скромными расходами на логистику. Благодаря этому, а также низкой инфляции (вызванной в первую очередь отказом от положенного законом повышения пенсий), цены в сентябре 2017-го действительно могут быть несколько ниже, чем в 2016-м.
Турция виляет Россией
Все это очень напоминает анекдот о козлах – как известно, весьма ароматных животных. «Как сделать, чтобы людям в душной комнате стало легче дышать, если нельзя проветрить? Ввести козла, а через десять минут вывести его». Именно таким «козлом» и стал неадекватно дорогой июнь 2017 года, после которого очень легко говорить о том, как же все подешевело. Именно поэтому Минэкономразвития может сейчас демонстрировать плоды своей неустанной работы.
Согласно тому же письму-прогнозу, цены 2018 года фактически не будут отличаться от цен 2017-го. Это еще раз подтверждает, что главным – да, по сути, единственным – критерием оценки деятельности чиновников является сдерживание инфляции, именно ради этого они рисуют и публикуют нужные показатели: премьер на заседании похвалит, президент на прямой линии процитирует, и хорошо. А потом будут новые оптимистичные цифры, уже от новых «достигнутых рубежей».
При этом страдает элементарная экономическая логика. Росстат отчитывается о росте зарплат на 8% за год и тут же говорит едва ли не о дефляции. Хотя понятно, что подобный вброс денежной массы (если бы он был в реальности) неминуемо разогнал бы экономическое развитие, потребление товаров и услуг, а одновременно с ними, увы, и инфляцию. Иначе не бывает в той модели рыночной экономики, которая сейчас правит миром и к которой мы, с неизбежными «национальными особенностями», принадлежим.
Цены сентября-17 действительно могут быть ниже, чем в сентябре-16, но исключительно за счет «турецкого фактора». Овощей и фруктов на рынке стало элементарно больше, а население обеднело – производители и посредники просто вынуждены поступаться частью прибыли. Но это не экономика, а политика – продолжительный имиджево-кокетливый спор между Россией и Турцией. Российское сельское хозяйство весьма сильно монополизировано, мелких фермеров последовательно уничтожают, а значит, и ценовая конкуренция между производителями снижается. Европейские продовольственные товары под санкциями, так что бороться за покупателя почти что и не с кем. Потому и таким важным становится фактор отношения всего с одним, далеко не самым значительным государством.
* * *
Но все это – высокие материи, а на нашей улице намечается маленькая радость. Покупайте дешевые фрукты и овощи, делайте заготовки на зиму (сахар, кстати, тоже подешевел, особенно по сравнению с 2015-м) – переживем еще одну зиму в ожидании новых сюрпризов и оригинальной статистики от правительства.