Москва
3 января ‘25
Пятница

Россия экспортирует людей себе в убыток

Массовая эмиграция из России – это не очищение страны, а потеря для нее.

Аналитики американской компании Stratfor предрекают России самую мощную волну эмиграции за 20 последних лет, цитирует «Независимая газета». Ущерб от эмиграции уже составляет до полутора триллионов долларов в год – намного больше, чем от прямого вывоза капиталов. За последний год страну покинули 350 тысяч человек (в 10 раз больше, чем пять лет назад), и большинство из них – активные хорошо образованные люди с семьями.

Сильно изменилась мотивация уезжающих. Если прежде люди ехали «туда», за более высоким уровнем жизни, то теперь «отсюда» – от бесперспективности, произвола, ужесточения законов. Они больше не видят перспектив на родине. Это еще не политэмиграция в полном смысле слова, но уже и не «колбасные» отъезды начала 1990-х.

При этом современные российские руководители, выросшие в СССР и во многом опирающиеся на советский опыт, явно считают насильственное удержание диссидентов в стране одной из ошибок коммунистического режима. С точки зрения идеологов «Единой России», чем больше недовольных покинут страну, тем проще будет управлять оставшимися. В Индии и Китае создаются специальные центры развития для вернувшихся на родину специалистов, где они получают такую же зарплату, как и прежде в США и Европе – у нас об этом нет и речи. Мыслящие высокопрофессиональные люди просто не нужны стране-бензоколонке – точнее, ее правительству.

Нефть против связи

Это наглядно подтверждается начавшимся в Башкирии судом между «Роснефтью» и «Системой» – допотопным сырьевым монополистом и одной из самых инновационных компаний всего постсоветского пространства. «Систему» обвиняют том, что во время владения «Башнефтью» компания приняла ряд ошибочных управленческих решений, которые снизили стоимость этого актива. И это при том, что «Система» покупала «Башнефть» за полновесные деньги, а отдала ее обратно государству фактически бесплатно. Это как если бы вы купили квартиру, произвели в ней какие-то переделки, а потом ее у вас отобрали да еще и подали в суд за несогласованную перепланировку, причем сумма иска сопоставима со стоимостью квартиры.

А «Система» – это не мелкий предприниматель, это огромная транснациональная компания – но она бессильна против претензий государственной «Роснефти». Понятно, что на фоне подобных дел любой предприимчивый человек из открытия бизнеса здесь или «там» выберет второе. Можно смело утверждать, что бизнес-эмиграция из России ограничена сейчас не числом желающих (их очень много), а лишь высокой стоимостью «входного билета».

Интересно, что и крупный, вроде бы обласканный властью бизнес потихоньку уходит из страны. По оценке Forbes, треть из 500 самых богатых бизнесменов России за последние три года перестали быть налоговыми резидентами страны и проводят здесь менее полугода. Это результат многих «усилий» правительства и подконтрольных ему госкомпаний: как откровенного рейдерства, так и непродуманных изменений в законодательство.

Взять принятый в 2014 году закон о деофшоризации – его активно поддерживали и «либералы» (поможет бороться с коррупцией), и «патриоты» (вернет деньги в Россию). Ничего, кроме сокращения налоговых поступлений в бюджет, он не дал! Потому что в глобальной экономике невозможно бороться с офшорами из отдельно взятой страны – их владельцы просто перетекут в соседнюю юрисдикцию. До тех пор, пока доллар правит миром, выгодные Соединенным Штатам офшоры будут сохраняться, и ничего с этим поделать нельзя. Не можешь победить – возглавь: России давно пора завести собственные офшорные зоны для иностранных резидентов, переманивать к себе чужие компании. А то пока к нам едут только отставные актеры со спортсменами за низким НДФЛ.

Остановить эмиграцию – спасти Россию

Материальный достаток россиян неуклонно снижается уже четвертый год. Вместо борьбы с экономическим кризисом Госдума принимает, а президент подписывает один за другим законы, усложняющие жизнь в стране, сокращающие число прав и свобод в ней. Понятно, что это не вызывает восторга у вольнолюбивых людей, особенно поездивших по миру и знающих, каково оно там, за медленно спускающимся железным занавесом. В результате мы проигрываем по всем направлениям: люди уезжают даже туда, куда десять лет назад никто бы даже не взглянул – скажем, в Китай или Аргентину. Мозги и энергия стали значимой частью российского экспорта, вот только никаких выгод мы от этого не получаем.

Будем честны: жить в России объективно тяжелее, чем во Франции или Новой Зеландии. Огромные расстояния, тяжелый климат, всесилие местных царьков («Бог высоко, Москва далеко») – так было испокон веков. И эмиграция будет всегда. Пока есть возможность, сдающие квартиру пенсионеры-рантье продолжат уезжать в Болгарию или Таиланд, а люди побогаче – во Флориду или Куршавель. Но вот утечку среднего класса, инициативных людей, молодежи можно и нужно остановить.

Для этого нужно дать им завтрашний день в собственной стране.

  • Остановить отъем собственности.
  • Продолжить упрощение бюрократических процедур.
  • Не поднимать налоги и не вводить новые. Вообще не поднимать и не вводить, а не называть их трусливо «сборами» и «взносами».
  • Сажать «решал» и их сообщников в госорганах.
  • Радикально сократить число сотрудников в силовых ведомствах – сейчас мы по этому показателю на душу населения впереди планеты всей, а все равно в каждом магазине сидит по охраннику.
  • Вернуть высшую меру наказания применительно к коррупционным преступлениям (и никаким другим).
  • Возродить социальные лифты, исключив из системы государственного управления детей, племянников, жен высокопоставленных чиновников.
  • Устранить двойные стандарты, когда наказание зависит от достатка или национальности подсудимого – сейчас русские получают по максимуму, а представители кавказских диаспор зачастую вообще избегают суда.
  • Отменить арест за экономические преступления – пусть лучше пара злодеев смогут доделать свои делишки, чем разрушится 20 честных предприятий.
  • Финансировать науку, а не ее руководителей. Радикально уменьшить максимальный разрыв в доходах между директором и младшим научным сотрудником.
  • Отменить ЕГЭ, вернуть нормальный диалог между учителями и учениками, преподавателями и абитуриентами.

На все перечисленные меры не нужно ни копейки – только политическая воля. А раз ее нет, значит, зачистка России от «креативного класса» является целенаправленной. Значит, другим странам будут принадлежать открытия российских ученых, достижения российских предпринимателей. А мы будем посмертно их «национализировать» и возвеличивать, гордясь своими великими сынами и одновременно наполняя Россию выходцами из южных и восточных стран.

Которые, конечно, тоже по-своему предприимчивы, но это уже совсем другая история.

Полная версия