Продукты против услуг: ответный удар
Рост цен в России становится особенно очевидным, когда сотрудники Центробанка, чиновники или депутаты начинают говорить о стабилизации и низкой инфляции.
Повторение пройденного
В июне 2017 года россияне столкнулись с рекордной стоимостью картошки (+70% за год), а в августе обнаружили, что сезонные овощи и фрукты, против обыкновения, практически не дешевеют.
Еще хуже ситуация с лекарствами: рост цен за первое полугодие здесь обогнал инфляцию в три раза (данные Росздравнадзора). Если цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты контролирует государство, то по остальным препаратам фармацевтам предоставлена полная свобода. Интересно при этом, что чем дороже лекарство, тем быстрее оно дорожает: аптеки стремятся «сделать кассу» на тех, кому нужны сложные дорогостоящие препараты. А выбора у таких людей чаще всего нет.
Неудивительно, что всем происходящим на розничном рынке заинтересовалась Генеральная прокуратура. Ее представители рассказали о намерении подключиться к работе Федеральной антимонопольной службы, которой не хватает полномочий для борьбы со сговорами ритейлеров и их давлением на производителей.
3 августа прокуроры пообщались с представителями ведущих сетей супермаркетов – пока в полуофициальной обстановке, без наручников и протокола. На этом «первом установочном» совещании силовики сформулировали две главные претензии к ритейлу – нарушения законодательства в сфере ценообразования и продолжающееся давление на поставщиков.
Напомним, обе эти проблемы уже вставали в 2015 году. Когда в начале года, после памятного решения Центробанка о подъеме ключевой ставки до 17%, предсказуемо взлетели цены, прокуроры пришли в супермаркеты и обнаружили факты сговора между владельцами крупных сетей.
Год спустя после отчаянного сопротивления ритейлеров были наконец приняты поправки в Закон «О торговле», которые ограничили всевластие «Магнитов» и «Пятерочек»: в законе указаны максимальные сроки расчета с поставщиками, а также верхняя планка выплат поставщиков розничным сетям за факт сотрудничества с ними (5% от суммы контракта).
И вот опять.
Казус Морозова
Неумолимая статистика показывает: после бурного роста цен 1991 года еда в России дорожала медленнее, чем другие товары, а товары – медленнее, чем услуги. Скажем, репчатый лук за это время подорожал примерно в 5000 раз, курятина в 10 000, ковровые покрытия менее чем в 1000, а вот проезд в трамвае и плата за отопление – почти в 150 000 раз (помним про деноминацию 2007 года). А вот сейчас в России дорожают именно вещественные категории, тогда как услуги дешевеют. Скажем, проезд в такси в результате демпинговой войны «Яндекса», Uber и мелких операторов стоит ощутимо дешевле, чем пять лет назад.
В смешной, но и циничной форме выразил это некто Александр Морозов, каким-то образом дослужившийся до поста директора департамента прогнозирования Центробанка. Пытаясь объяснить, почему при низкой инфляции дорожает питание, он объяснил, что это корректируется снижением цен по другим направлениям. Скажем, стоимость стрижки Александра Морозова за последние два года осталась прежней, а чистка его штор даже подешевела. И вообще, вся инфляция, по его словам, в головах: люди идут в магазины и покупают продукты, опасаясь подорожания, а ведь из-за этого цены растут!
Вот с ценами-то и хотят разобраться прокуроры – жаль, что не с болезной головушкой Морозова. Создается ощущение, что силовиков подогревает сильное сельскохозяйственное лобби, возглавляемое главой Минсельхоза Александром Ткачевым: производителей, которым после введения продовольственного эмбарго удалось поднять голову, очень раздражает всесилие ритейлеров. И надо сказать, что симпатии народа здесь должны быть на стороне производителей – при всем отвращении к их методам работы (монополизация и отжим земли, активнейшее применение химикатов, водные инъекции в мясо, подделки под сыры и йогурты…). Чем сильнее и разнообразнее отечественное производство – тем больше рабочих мест и тем дешевле – в теории – конечный продукт.
Ошиблись адресом
Так или иначе, но в нашей стране, кажется, принципиально поменялись потребительские приоритеты. Материальное началó доминировать над духовным, необходимое над избыточным, товар над услугой. Учитывая, что в сфере услуг в России трудится заметно больше половины работоспособного населения, это может обернуться неприятными социальными последствиями. После того же демпинга на рынке перевозок из такси практически исчезли нормальные местные мужики, их вытеснили приезжие азиаты с альтернативным пониманием топографии и ПДД, зато согласные возить клиентов за 60 рублей, отстегивая часть этой завидной суммы таксопарку. При этом корень проблем – тот же, что и в ритейле: сетевые монополисты давят на производителя, в нашем случае – производителя услуги, шофера. Разница в том, что здесь цены снижаются, ибо без такси прожить можно (по ценам 2013 года сейчас бы просто никто не ездил), а в ритейле растут, так как деваться покупателю некуда.
Аналогичные процессы происходят и в других сферах, включая чистку штор Александра Морозова. Люди потихоньку возвращаются к самообслуживанию: реже ходят в кафе, сами чистят-моют-стирают, сами меняют колеса… Так люди реагируют на дефицит денег в экономике – тот самый дефицит, который искусственно создается Центробанком, в котором работает Александр Морозов, который призывает не покупать продукты, чтобы они не подорожали…
Так что прокурорам надо идти первым делом не в ритейл, а совсем в другое ведомство. Мы и адрес подскажем: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России.