Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Минюст России выявляет «взяткоопасные» должности

Должности, особенно привлекательные для коррупционеров, будут сведены в особый список, который составляет Минюст России.

Министерство юстиции России взялось за составление перечня должностей, потенциально опасных в коррупционном отношении, сообщает РИА «Новости». По мнению министра юстиции Александра Коновалова, их нужно будет взять под особый контроль. «Мы сейчас ведем работу над подобным реестром в рамках ведомственной антикоррупционной программы. Можно говорить об определении принципов, с помощью которых будут определяться коррупционноемкие участки», -- сказал министр в интервью, которое будет опубликовано в «Российской газете» в среду.

По его мнению, в этом вопросе должны сойтись два фактора. «Первое -- наличие у должностного лица возможности решать что-то по своему усмотрению. Второе -- актуальность госуслуги, определяющая цену вопроса, и соответственно потенциальную коррупционноемкость», -- сказал Коновалов.

Министр также считает, что для противодействия коррупции в среде чиновников нужно свести к минимуму человеческий фактор, внедрив новейшие управленческие технологии. «У себя в ведомстве мы планируем переход на электронные торги при закупке имущества для госнужд. Минюст также планирует ввести электронный документооборот, когда каждое решение фиксируется на сервере и отслеживается руководством. Все действия чиновников будут прозрачны и подконтрольны», -- сказал Коновалов.

Как наиболее радикальную форму взяточничества министр отметил откровенное вымогательство, когда свои законные и обязательные действия чиновник обуславливает выплатой вознаграждения. По его мнению, с такой формой взяточничества «надо наиболее жестко бороться». «Если же в госаппарате число продавливаемых с помощью коррупции участков сведется к минимуму, то и граждане отвыкнут решать свои проблемы с помощью взяток», -- сказал министр.

Говоря о контроле за имуществом чиновников и их родных, Коновалов не исключил, что в ходе чтений в Госдуме круг проверяемых лиц претерпит изменения и список будет расширен. «Но до каких пределов его можно расширять? Недобросовестный человек всегда может найти дальнего родственника или какое-то доверенное лицо, на кого он сможет фиктивно зарегистрировать недвижимость, дорогой автомобиль. Нельзя же доходить до абсурда и включать в перечень всех друзей, одноклассников, знакомых», -- сказал Коновалов.

«Считаю, что наряду с установлением жестких требований по декларированию доходов и имущества важно развивать институт признания сделок ничтожными», -- отметил глава Минюста, напомнив, что такой механизм существует. «Пока судебная практика с большим трудом принимает такие решения. Доказывание – серьезный процесс. Если заниматься им, то надо использовать в том числе и оперативно-розыскные методы», -- считает министр. По его мнению, этим должны заниматься правоохранительные органы. «Они с помощью в том числе оперативно-розыскных методов могут найти и доказать, например, что дом за границей принадлежит не юридическому владельцу, а конкретному высокопоставленному лицу. Этот путь более сложный, но и более продуктивный. Он позволит выбить экономическую базу коррупции», -- сказал Коновалов.

По разным оценкам, сумма ущерба государству в результате коррупционных проявлений составляет от 40 млрд рублей до $20 млрд. До двух третей российских бизнесменов так или иначе связаны с коррупцией, а более 50% криминальных доходов в стране идет на подкуп должностных лиц.

Полная версия