Только четверть россиян из опрошенных исследовательским холдингом «Ромир» кризис не заставил затягивать пояс. Почти половине пришлось отложить крупные приобретения.
По результатам опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир», две трети россиян, планировавших крупные покупки, были вынуждены от них отказаться. В онлайн-опросе приняли участие 1500 человек, из них 350 – с высоким уровнем дохода, сообщила пресс-служба «Ромира».
Опрос показал, что 27% участников опроса не планировали никаких крупных покупок на осень этого года, а значит, и отказываться им было не от чего. Этот процент не зависит ни от пола, ни от возраста, ни от профессионального статуса, ни даже от дохода.
Еще четверть опрошенных (24%) в целом, то есть треть тех, у кого были планы по совершению крупных покупок, не стали отказываться от запланированных приобретений. Среди респондентов с низким доходом (менее 10 тыс. рублей на члена семьи) только 16% смогли реализовать свои планы по покупкам. Среди хорошо обеспеченных (более 25 тыс. рублей на человека) таких в два раза больше – 32%.
49% участников исследования, то есть две трети из тех, кто имел намерение совершить крупную покупку, заявили, что они отказались от какого-то планировавшегося крупного приобретения.
В качестве крупных трат, от которых отказались опрошенные, упоминались ремонт (16%), покупка нового автомобиля (13%), крупной бытовой техники (11%), дорогая одежда (11%), мебель (11%), туристические поездки (10%), новый компьютер и другая оргтехника (9%) и ювелирные украшения (4%).
Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин, комментируя данные опроса, сказал: «Полученные данные не следует воспринимать линейно, как прямое свидетельство сокращения спроса в два раза и более в течение осени 2008 года. Скорее речь может идти об изменении в настроениях наиболее активной части потребителей, о психологической реакции на кризис в экономике страны. Реальные итоги осени в плане продаж товаров длительного пользования, скорее всего, будут положительными: рост по сравнению с осенью 2007 года на 8—13%. Это, конечно, не прошлогодний бум с ростом на 25--35%, но все же очень даже высокий показатель. А вот перелом в настроениях потребителей, зафиксированный в ходе проведения исследования, скажется на реальных результатах продаж в период новогодних и рождественских каникул и по итогам первого квартала 2009 года».